Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Основы и Догмы для интересующихся.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 32

#21      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 01:13:53

Что такое Церковь?
 
Под словом «церковь» в русском языке понимается либо храм — место для богослужения, либо религиозная организация, либо — когда пишется с заглавной буквы — «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» (святитель Филарет Московский, «Катехизис»).
 
В Церкви, по словам Христа, пребывает и Он сам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20). Апостол Павел сравнивал христианскую общину с единым телом: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1-е послание к коринфянам, глава 12, стих 27). Потому и все члены Церкви, от епископа до простого прихожанина, несмотря на все различия, образуют единое целое.
 
Первую христианскую общину составляли ученики Христа. Через несколько дней после того, как Христос вознесся с земли на Небеса к Отцу, Его ученики вместе с Девой Марией собрались вместе для молитвы, и на них сошел Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы. После этого они получили благодатные (то есть сверхъестественные) дарования: чудесного исцеления больных, изгнания бесов, разговора на незнакомых языках. В тот день после проповеди апостола Петра поверили во Христа и присоединились к ученикам 3000 человек. Так возникла христианская Церковь, которая существует поныне. День, в который это произошло, называется Пятидесятницей, или Днем Святой Троицы.
 
Нынешняя Церковь восходит к древней благодаря апостольскому преемству. Ученики Христа для помощи в управлении общинами избрали семь диаконов, затем для совершения священнодействий поставили превитеров (священников) и епископов, на которых с молитвой возложили руки. Так было установлено одно из таинств Церкви — таинство священства. Затем епископы сами стали рукополагать диаконов и священников, а три епископа, собравшись вместе, могли поставить нового епископа. Так возникла преемственность, которая восходит к самим апостолам. При рукоположении новому священнику передаются благодатные дары Святого Духа, которые были ниспосланы апостолам в день Пятидесятницы.
 
Для вступления в Церковь будущий христианин должен принять таинство Крещения, а для того, чтобы оставаться христианином действительно, а не только по названию, он должен придерживаться правильного церковного учения, молиться Богу, вести жизнь, достойную христианина, посещать храм и участвовать в церковных таинствах.

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#22      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 01:19:53

Священное Писание
 
В православной традиции священные книги (Священное Писание) являются частью Священного Предания, то есть христианской традиции. Священное Предание существовало и тогда, когда не было священных книг. Однако для того, чтобы оно сохранялось в неизменном виде и без искажений, Бог дал людям Священное Писание. Книги Священного Писания являются богодухновенными, то есть они создавались пророками и апостолами по наитию свыше. Среди богословов существуют разные мнения о том, что такое богодухновенность, какова роль личности автора в создании священного текста, какие места в Священном Писании нужно понимать буквально, а какие метафорически. Подобные разномыслия не нарушают единстве вероучения и полезны для практики духовной жизни, потому что позволяют лучше и глубже изучить Священное Писание. Ученые спорят о датировке и авторстве тех или иных священных книг. Но в контексте Священного Предания эти вопросы не имеют ключевого значения: важно не то, кем и когда был написан тот или иной текст, делались ли позднее в него вставки — важен тот факт, что этот текст принят Церковью. Все священные книги делятся на две большие группы — по времени написания. Одни были написаны до Рождества Христова и называются книгами Ветхого Завета (ветхий — значит старый, устаревший), другие — после (они называются книгами Нового Завета). Слово «Завет» означает союз Бога с человеком.
Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Спасителя и готовил их к Его принятию, давая людям откровения, пророчества, заповеди.
Новый Завет состоит в том, что Бог даровал людям Спасителя в лице Своего Сына Иисуса Христа.
 

 


  • melissa.ya изволил поблагодарить

#23      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 01:25:04

Святые
 
Понятие святости — ключевое для православного христианства. Святость — это принадлежность Богу, отделенность от мира, неподвластность греху и смерти. Свят прежде всего сам Бог, и свято всё то, что предназначено для Него. В широком смысле святыми называют вообще всех христиан, поскольку они принадлежат Богу и образуют Церковь. Однако святы они только в силу их причастности к Богу. Как писал греческий богослов XIV века, святой праведный Николай Кавасила, «никто не имеет святости сам по себе, и она не зависит от человеческой добродетели, но все, обладающие ею, получили ее от Него» (то есть от Бога. — Редакция). Все христиане должны стремиться быть святыми, то есть сохранять и приумножать данную им святость. Сам Христос велел: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 48). Существует еще одно определение святых: святы все те, кто после смерти пребывает вместе с Богом в Царствим Небесном. В то время как человек, пока жив, может отречься от Бога, отпасть от Церкви, погрузиться в греховную жизнь и заслужить вечную погибель, после смерти его участь уже не может измениться к худшему. Есть и еще более узкое понятие святости: святые — это люди, особо почитаемые Церковью как пример для других верующих. В православной Церкви различают следующие чины святости.
Праотцы — родоначальники избранного Богом еврейского народа.
Пророки — люди, жившие в Древнем Израиле до Рождества Христова и возвещавшие народу волю Божию.
Праведные — люди, прославленные праведной жизнью.
Апостолы — непосредственные ученики Христа.
Равноапостольные — проповедники христианства, просветители, обратившие к Богу целые страны и приравненные по своей значимости к апостолам.
Святители — епископы, прославившиеся праведной жизнью и активной деятельностью на своем посту.
Преподобные — святые монахи.
Мученики и великомученики — христиане, погибшие за веру.
Священномученики и преподобномученики — мученики из числа священников или монахов.
Исповедники — христиане, пострадавшие за веру, но не погибшие.
Бессребреники — праведные врачи, лечившие больных бесплатно, из любви к ним.
Благоверные — святые князья или цари, сочетавшие праведность с талантом правителя.
Юродивые — святые, которые притворялись сумасшедшими, не имели своего дома, терпели насмешки от людей. Иногда они обличали пороки общества.
Блаженные — либо то же самое, что юродивые, либо устойчивое название некоторых других святых (Августин Блаженный, блаженная Матрона Московская).
Чудотворцы — святые, совершавшие множество чудес еще при жизни и после смерти.
Страстотерпцы — невинные жертвы преступлений, которые предпочли погибнуть, но не совершить зла. Церковь почитает святых как пример для всех верующих и как небесных покровителей, к которым можно обратиться с молитвой.

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#24      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 01:37:47

Догматы Церкви 
 
Неотъемлемой частью Священного Предания Православной церкви является православное богословие. В его основе лежат догматы — открытые самим Богом, вечные и главные истины православной веры. Согласие с догматами обязательно для всех христиан. Основные догматы содержатся в молитве «Символ веры». В православной Церкви приняты следующие догматы:
  1.  Догмат о Пресвятой Троице: Бог един по природе, но троичен в Лицах — Отец, Сын и Святой Дух.
  2.  Догмат о грехопадении: все люди наследуют от прародителей, Адама и Евы, первородный грех, повредивший их природу, так что они стали смертны и склонны ко греху. Ни один человек не может спастись иначе чем Божией благодатью.
  3.  Догмат об Искуплении человечества от греха: первородный грех был искуплен воплощением Бога-Сына и Его смертью на Кресте; с тех пор всякий христианин может спастись, а до этого все люди, даже праведники, попадали в ад.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа: Бог-Сын, Второе Лицо Троицы, воплотился в Иудее, от Девы Марии.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа: Христос был распят и воскрес на третий день, после чего 40 дней был вместе с учениками.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа: через 40 дней после Своего Воскресения Христос вознесся на Небеса к Отцу.
  7. 7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде: в конце времен Христос вернется на землю и будет судить людей по их делам.
  8. Догмат о единой (одной), святой, соборной Церкви и преемственности в ней учения и священства от апостолов.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни: после Второго пришествия Христа все люди воскреснут для жизни на обновленной Земле.
  10. Догмат о двух природах Господа Иисуса Христа: Христос является одновременно Богом и Человеком, эти две природы сочетаются в нем нераздельно и неслитно, не смешиваясь друг с другом.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе: Иисус Христос был одновременно Богом и человеком и имел две воли — Божественную и человеческую.
  12. Догмат об иконопочитании, говорящий о необходимости почитать иконы: «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному (то есть Богу. — Ред.), и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
  13. Догмат о божественной энергии (благодати): благодать — это Божественная энергия, которая не есть ни существо Бога, ни нечто сотворенное Им; человек может обожиться — то есть стать причастным Божественной благодати (или, как говорят, Богом по благодати), хотя и не существу Бога.
Догматы формулировались Церковью по вдохновению Святого Духа на соборах. Происходило это после того, как в Церкви возникало лжеучение. Тогда по вдохновению свыше участники церковного собора создавали чеканную формулировку, в точности отражавшую православное учение по этому вопросу.
Что не является догматом
К догматам не относятся нравственные правила, обрядовые предписания и нормы церковного права (каноны). Однако догматы, каноны, нормы христианской нравственности и обряд неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое — церковное Предание.
Например, догмат об иконопочитании говорит о том, что почитание икон богоугодно и душеполезно. В Церкви также существует иконографический канон — набор предписаний о том, как правильно изображать тех или иных святых, — и правила о том, как нужно воздавать честь иконам в храме и дома: кадить, совершать поклоны, прикладываться (целовать).
Богословские мнения
Богословские положения, не относящиеся к числу догматов, делятся по авторитетности на три категории.
  • Наименее авторитетны частные мнения богословов, не причисленных ко святым. Они имеют силу простого предположения или результата логических выводов.
  • Более авторитетны теологумены — мнения Святых Отцов: великих святых и богословов древности, которые почитаются не только за богословие, но и за святость жизни.
  • Мнения Святых Отцов. Могут противоречить друг другу. Это свидетельство христианской свободы: по словам апостола Павла, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е послание к коринфянам, глава 11, стих 19). Например, одни Святые Отцы учили о том, что Рай, в котором обитали Адам и Ева, был садом с настоящими деревьями и плодами, а другие писали, что Рай необходимо понимать только в духовном смысле — как состояние праведной души, пребывающей с Богом, и что совершенные люди не нуждались ни в какой пище, даже в райских плодах.
Наиболее авторитетны суждения (хотя и они не имеют силы догмата), высказываемые одновременно всеми Святыми Отцами. Они называются «согласие Отцов» и не оспариваются богословами.

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#25      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 17:34:44

Таинства Церкви 
 
Таинства – установленные самим Богом священные обряды, через которые верующему человеку дается невидимая благодать Святого Духа, способная изменить саму человеческую природу. Руками священников таинства совершает сам Бог. Чтобы таинство обрело силу, необходимо соблюдение двух условий: правильное совершение обряда законным церковным служителем и внутренняя готовность и желание верующего принять благодать. Бог осуждает тех, кто принимает таинства без веры и благоговения. В Православии принято семь таинств.
Крещение — самое первое таинство, благодаря которому человек освобождается от первородного греха, духовно возрождается и становится членом Церкви. Только принявший Крещение может принимать другие таинства. Крещение – это духовное рождение, поэтому оно совершается над человеком только один раз.
Миропомазание — таинство, которое укрепляет дар Святого Духа в человеке, обычно совершается один раз в жизни, сразу после Крещения.
Евхаристия (Причащение) – главное церковное таинство, дарящее благодать единения с Богом через принятие плоти и крови Христовых. Во время Божественной Литургии священник освящает хлеб и вино (Святые Дары), которые становятся плотью и кровью Христовыми. В конце богослужения происходит Евхаристия — вкушение Святых Даров верующими.
Покаяние — исповедь. Верующий рассказывает о всех своих грехах священнику, и тот благодатью, дарованной ему Богом, освобождает кающегося от совершенных им грехов.
Брак (венчание) — при совершении этого таинства божественная благодать освящает супружество мужчины и женщины. Елеосвящение (соборование) — при совершении этого таинства на больного человека призывается благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Во время Великого поста это таинство могут принимать и здоровые.
Священство — рукоположение во священники. Оно совершается архиереем над будущим священником и дарует ему благодать для совершения таинств.
 
В Евангелии упомянуты три таинства, которые установил лично Иисус Христос: Крещение, Причащение и Покаяние. О других таинствах известно из церковного Предания. Для православных обязательно участие во всех таинствах, кроме Брака и Священства.

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#26      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 17:39:43

Суточный круг 
 
Суточный круг богослужения — последовательность православных церковных служб на протяжении суток, установленная в Церкви с апостольских времен. В Православной церкви день начинается с вечера, как и в ветхозаветной богослужебной традиции: по Библии сотворение мира Бог начал вечером. В древности в монастырях и у отшельников в течение суток совершалось девять богослужений.
Вечерня — вечерняя служба, начинающая церковные сутки. На этой службе верующие благодарят Бога за прожитый день.
Повечерие – служба, совершаемая перед самым отходом ко сну. Во время нее верующие молят Бога о прощении грехов, просят дать покой тела и души и уберечь от козней дьявола во время сна. В наше время в приходских (не монастырских) храмах служится только в период Великого Поста.
Полунощница – служба, совершаемая среди ночи. Во время нее вспоминается ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду, а верующие призываются быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда. В наше время служится только накануне Пасхи.
Утреня – одна из самых длительных служб. На этой службе верующие благодарят Бога за прошедшую ночь и просят благословения на наступающий день. В древности она совершалась перед восходом солнца, в современной практике часто соединяется с вечерней и служится вечером предыдущего дня.
Первый час совершается в 7 часов утра и освящает молитвой наступивший день.
Третий час совершается в 9 часов утра и вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час совершается в полдень и вспоминает распятие Иисуса Христа «нас ради человек и нашего ради спасения».
В современной практике третий и шестой часы совершаются вместе, сразу перед Божественной Литургией.
Божественная Литургия – главная служба суточного круга, совершается между шестым и девятым часом. На ней вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Причащения.
По воскресеньям и праздникам в храмах с большим приходом бывает две Литургии подряд — ранняя и поздняя. Девятый час читается в три часа дня, вспоминает смерть Спасителя на кресте. В современной богослужебной практике совершается редко.
Накануне больших праздников совершается всенощное бдение – служба, соединяющая вечерню, утреню и первый час. У первых христиан эта служба шла всю ночь. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа.
 

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#27      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 17:43:13

Недельный круг
 
Недельный (седмичный) круг богослужения – порядок церковных служб в течение недели. Каждый день недели посвящен памяти какого-либо святого или событию священной истории, и это определяет тематику служб. В современном православном богослужении на каждый день недели приходится по две темы.
Воскресенье – первый день богослужебной недели. Церковь прославляет Воскресение Христово и Пресвятую Богородицу. В воскресенье службы более торжественные, чем в остальные дни. В этот день люди должны отвлечься от мирских дел и посвятить себя служению Богу.
В понедельник читаются покаянные молитвы и прославляются бесплотные силы небесные – ангелы, ближайшие слуги Господа.
Во вторник славят последнего ветхозаветного пророка и великого праведника Иоанна Крестителя, а также читают покаянные молитвы.
Среда – день предательства Христа Иудой. Совершается служба в память Креста Господня и читаются молитвы Пресвятой Богородице. Среда всегда постный день, за исключением некоторых недель (они называются сплошными седмицами), а также случаев, когда на среду приходится праздник Рождества или Богоявления.
В четверг прославляются святые Апостолы и их преемник святитель Николай Чудотворец.
Пятница – день распятия и смерти Христа. Совершается служба в память Креста Господня и вспоминаются крестные страдания Христа, а также читаются молитвы Пресвятой Богородице. Пятница всегда постный день, за исключением некоторых недель (они называются сплошными седмицами), а также случаев, когда на среду приходится праздник Рождества или Богоявления.
Суббота – день покоя, поскольку в субботу Бог закончил сотворение мира. Церковь поминает всех святых и всех усопших христиан. На субботу приходятся все «родительские дни» (дни особого поминовения усопших), кроме Радоницы. По субботам особым правилом запрещены посты, единственная постная суббота — Великая Суббота перед Пасхой.
 
Постные дни отменяются только на Светлой седмице после Пасхи, на неделе после Пятидесятницы, в период от Рождества Христова до кануна Богоявления (на Святки), а также в период подготовки к Великому посту: после Недели о мытаре и фарисее (4-е воскресенье перед началом поста) и на Масленицу (в неделю перед началом поста).
 

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#28      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 17:48:24

Годовой круг
 
Годовой круг богослужений – порядок служб на каждый день года. Такие службы совершаются только один раз в год и называются годичными. В дополнение к недельному кругу богослужений, практически каждый день в году посвящен памяти святых или священным событиям. Обряды и песнопения годового круга присоединяются к обрядам и песнопениям недельного круга. Сильнее всего видоизменяются службы в дни великих праздников и постов. По торжественности богослужения дни года делятся великие, средние и малые праздники, а также непраздничные дни.
Церковный год начинается 14 сентября (по старому стилю — 1-го), а весь годовой круг богослужений строится в зависимости от даты Пасхи. Пасха, или Воскресение Христово – самый большой и торжественный церковный праздник с особыми, ни на что не похожими церковными службами.
Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Она не бывает раньше 4 апреля (22 марта) и позже 8 мая (25 апреля).
Следующими после Пасхи по значимости являются 12 великих праздников в честь Иисуса Христа и Божией Матери (они называются двунадесятыми) и пять других великих праздников, не входящих в число двунадесятых. Накануне великого праздника всегда служится всенощное бдение.
По времени празднования праздники делятся на подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Непереходящие праздники подчиняются солнечному календарю и каждый год имеют одну и ту же дату. Даты переходящих праздников рассчитываются в зависимости от даты Пасхи и каждый год попадают на разные числа, зато празднуются один и тот же день недели.
Важной частью годового богослужебного круга являются посты. Это периоды воздержания, покаяния и усиленной молитвы о прощении грехов.
Самые продолжительные и значимые посты – сорокадневные Рождественский (перед Рождеством) и Великий (перед Пасхой), а также Петров (начинается через неделю после Пятидесятницы и длится от 8 до 42 дней) и Успенский (перед праздником Успения).
Также в году существуют особые дни, предназначенные для общецерковного поминовения усопших, – так называемые родительские дни.
Это суббота перед Масленицей (мясопустная), субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели (2-й недели после Пасхи), который также называется Радоницей. В эти дни в храмах совершаются панихиды по всем усопшим. На Радоницу принято посещать могилы близких и молиться об их упокоении.
Кроме того, в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского 3 ноября (по старому стилю 21 октября), и 9 мая (26 апреля) в Русской православной церкви совершается поминовение православных воинов, погибших на поле брани.

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#29      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 апреля 2015 - 17:52:18

Конец света
 
По христианскому учению, мир не будет существовать бесконечно в том виде, в каком существует сейчас. Человеческой истории когда-нибудь наступит конец. О том, как это произойдет, рассказано в книге Апокалипсис — Откровение Иоанна Богослова. Язык этой книги — сложный и символический, поэтому допускает разные толкования. Предсказания о конце земной истории содержатся также в Евангелиях и посланиях апостолов.
Перед концом света произойдут катастрофы и наступят тяжелые времена, люди развратятся и станут жестокими, забудут о заповедях Божьих. Тогда явятся множество лжепророков, которые будут обольщать своими ложными учениями и чудесами. Им поверят даже некоторые христиане, хотя учить эти лжепророки будут вещам, ровно противоположным тому, что проповедовал Христос.
Один из этих лжепророков в Священном Писании назван Антихристом, то есть тем, кто займет место Христа, но будет во всем Ему противоположен. Вначале он будет притворяться добрым правителем или даже святым, евреи признают его тем самым Мессией, то есть истинным Царем, которого ждали. Но когда власть Антихриста над человечеством станет неограниченной, он потребует, чтобы ему поклонялись как Богу, и начнет совершать злодейства и беззакония. Люди, признавшие власть Антихриста, получат печать на лоб и правую руку (это можно понимать как буквально, так и метафорически: лоб символизирует внешний облик, а правая рука — действия, поступки), а те, кто откажется, будут изгнаны и преследуемы.
Незадолго до начала правления Антихриста на землю вернутся праведники Ветхого завета — Енох и пророк Илия, которые были взяты на небо живыми. Они будут предупреждать людей о грядущей опасности, но будут убиты Антихристом.
Антихрист будет царствовать три с половиной года, и в конце концов сам Сын Божий Иисус Христос явится на землю. «В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Евангелие от Марка, глава 13, стихи 24-27). В тот день воскреснут все умершие, и Христос будет судить каждого по его делам. Те, кто верил в Него и был милосерден к ближним, будут вместе с ним. Для них мир будет создан заново. В нем больше не будет смерти, болезней и страдания, а бесконечная жизнь. Но в этот светлый мир не попадут те, кто не верил во Христа, нарушал заповеди Божьи и был равнодушен к чужой беде: они будут изгнаны прочь, в муку вечную.
Христианин не должен высчитывать сроки конца света и вычислять Антихриста среди современных ему политических деятелей. Истинно верующий должен всё время жить в ожидании пришествия Христова. Христос сказал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Евангелие от Марка, глава 13, стихи 32-33).
 

  • melissa.ya и Лиза изволили поблагодарить

#30      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 11 апреля 2015 - 00:09:53

Церковь и История.
фильм 1-ый
 
Рассказ о земной жизни Иисуса Христа, Его страданиях и воскресении, о спорах вокруг Его личности и учения.
 
 
Автор, сценарист и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#31      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 13 апреля 2015 - 15:48:16

Выход из катакомб и Вселенские соборы


  • melissa.ya изволил поблагодарить

#32      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 11 мая 2016 - 21:59:36

Раб Божий
 
 
Раб — богословский термин, указывающий на привязанность человека к той или иной системе духовно-нравственных ценностей, на подчинённость его либо Богу, как Высочайшему Добру, либо злым силам и собственным греховным наклонностям.
1) В отличие от существовавшего в рабовладельческих обществах деления людей на рабов и свободных по признаку социального положения, Священное Писание проводит грань между истинной свободой и рабством в духовно-нравственной плоскости.
В соответствии с общей мыслью Нового Завета, все без исключения люди так или иначе несут на себе печать рабства. Только одни из них суть рабы Божьи, свободные от подчинённости греха, а другие, дерзнувшие освободить себя от обязанности послушания Богу, суть рабы греха.
Именно это имел в виду апостол Павел, когда говорил: «кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6:16).
2) В соответствии с Евангельской проповедью, каждый христианин должен считать себя рабом Господа. Именно в такое отношение к Богу поставляли себя ветхозаветные праведники, а тем более — последователи Господа Иисуса Христа (Деян. 4:29).
Предостерегая от соблазна ложного уравнивания рабства как средства подавления одного человека другим с рабством как служением Богу во Христе, Писание свидетельствует: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» (Гал. 3:28). Дух раболепия и человекоугодничества не имеет ничего общего с христианским послушанием Творцу: «Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7:23).
По внутреннему содержанию рабство Богу настолько же отлично от рабства человеку, насколько Царство Божие от земного.
Во-первых, христианское послушание Господу осуществляется не через насильственное принуждение, как это бывает в случае порабощения человека человеком, а целенаправленно, осознанно и свободно (Лк. 9:23).
Во-вторых, если отношения между рабом и хозяином подразумевают строгую разграничительную межу, то главной целью послушания человека Богу является единение человека с Творцом, обожение (святость).
Раб может люто ненавидеть своего владельца, равно как и владелец — раба. А послушание Богу строится на основе любви (Мф. 22:37). Несмотря на то, что христианин — раб Божий, это не исключает дружественности со стороны Господа: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15). Более того, рабство Богу сочетается с благодатным усыновлением Небесному Отцу, и с наследованием благ (Гал. 4:7). Само иго Господа — благо, и бремя — легко (Мф. 11:30).
3) Когда человек не желает сополагать свою волю с Божественной, он становится рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Собственно, нравственная свобода и состоит в нравственном выборе: подчиниться Добру или злу? Третьего не дано.
Грех может порабощать человека через дурные привычки, пристрастия, страсти, пороки. Кроме того, обособляясь через беззаконие от Бога, человек становится удобопреклонным к влиянию демонических сил. В этом случае несвобода грешника усугубляется властью злых духов.
Освобождение от рабства греху осуществимо в лоне Церкви, через жизнь во Христе.
 
Рабство Богу
 
Рабство Богу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).
Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями...» (Ин.15:14-15). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан — это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.
***
Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). 
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). 
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31–32).
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… (1Кор. 7:22) 
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (2Кор. 3:17)
 
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. (Рим. 6:16-22)
***
Святитель Григорий Богослов: 
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим! Как безрассудно захватывать себе имущество, а отвергать здоровье; очищать тело, а очищение души иметь только в запасе; искать свободы от дольнего рабства, а горней не желать; прилагать все тщание, чтобы дом и одежда были пышны, а не заботиться, чтобы самому стать достойным большего; иметь усердие благодетельствовать другим, а не хотеть сделать добро себе! Если бы благо это покупалось на деньги, ты не пожалел бы никаких сокровищ. А если предлагается из человеколюбия, пренебрегаешь готовностью благотворения.» (Слово 40, На Святое Крещение).
***
Диакон Михаил Першин:
«Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу».
***
Все смущения этой фразой происходят от незнания Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источник жизни, истины, любви, правды, всех добродетелей. Рабство предполагает труд, работу, а в контексте отношений с Богом – со-работничество, ведь Бог самодостаточен, ему нет необходимости в нашем труде. Разве унизительно быть в таком понимании рабом Любви, рабом Истины, рабом Милосердия, рабом Премудрости; рабом Того, кто ради Своего Творения добровольно восшел на Крест?
***
Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чём более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдёшь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдёшь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом.
***
Достоинство человеческой личности
протоиерей Александр Глебов
Современное общество высшими ценностями считает жизнь и достоинство человека, что касается жизни – всё понятно. Тут церковь занимает передовые позиции, защищая ребёнка даже в утробе матери, а вот с достоинством не всё так просто. Возникает вопрос – почему верующие люди называют себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь достоинство?
Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.
Сегодня в подобном смысле «раб Божий» содержится, пожалуй, только в титулатуре римского понтифика. Среди многих наименований Римского Папы, а это: и наместник Иисуса Христа, и преемник князя апостолов, патриарх запада, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх города-государства Ватикана и так далее. И вот заканчивается этот длинный перечень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым римский епископ как бы тоже указывает на свое исключительное положение, на свой исключительный статус в мире.
В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает. Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха. Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!
Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.
Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы. И вот в чем здесь ущемление человеческого достоинства я, честно говоря, понять не могу!
В молитвах, когда верующие люди произносят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не унижение – сравнивать человека со свиньей? Я вот знаю такой пример про Льва Толстого, который в книге «Псалтирь» на полях напротив фразы: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила мать моя», написал: «Но это уже слишком!» И сегодня сравнение со свиньей, смирение, послушание, наименование рабами – является неким порогом, который просто невозможно перешагнуть, чтобы войти в храм.
Давайте пока смирение и послушание оставим в стороне, а вот поговорим о словах этих молитв, которые кому-то, может, кажется, задевают их достоинство. Ведь все эти молитвы, о которых Вы сейчас сказали, они носят покаянный характер, а когда человек в чем то раскаивается, когда он сокрушается, то он не только в молитве, он в повседневной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, наказывать самого себя за тот проступок, который ты сам совершил. Иногда эти действия сопровождаются сравнениями с животными, прямо скажем, не с самыми благородными. То, что касается пятидесятого псалма, то он так и называется – покаянный псалом и очень широко используется в молитвенном правиле. Давид написал этот псалом после того как пророк Нафан обличил его в двойном преступлении – в убийстве человека и в воровстве чужой жены. И вот, осознав то, что он совершил, придя в ужас от содеянного, Давид пишет этот пятидесятый псалом и в частности эти слова, которые столь смутили графа Толстого: «В беззакониях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это покаянное сокрушение конкретного человека в его конкретной жизненной ситуации ни в коем случае нельзя воспринимать как позицию христианской церкви на вопросы зачатия и рождения ребенка. Конечно, человек зачинается не в беззаконии и рождается человек не в грехе. Зачатие и рождение – это заповедь Божия, это благословение Божие, а уж никак не грех!
Насколько я понимаю, мы не должны буквально воспринимать Священное Писание, в данном случае книгу «Псалтирь»?
А: Когда мы читаем «Псалтирь», то мы должны иметь в виду, что это определенный литературный жанр, это древняя еврейская поэзия. И в «Псалтири» содержится всё, что присуще этому жанру: и образность, и преувеличение, и эмоции. Псалмы люди писали по разным поводам – это и благодарение Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и покаяние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Священно Писание, мы должны четко разделять: где там слово Божие, а где там человеческие эмоции.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Ведущая: Соловьева Екатерина Владимировна
 
Почтенно ли быть рабом Божиим? 
Сила в этом или слабость?
иерей Виктор Флах
Современные новые язычники считают христианство – религией слабых, говорят, что быть рабом Божиим унизительно и недостойно человека. Почитая своих идолов – бездушное солнце, перуна и др. языческих идолов, они гордо заявляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впрочем последнее утверждение вполне понятно – языческие боги никого и никак не кличат, ведь они не могут разговаривать, т.к. являются неодушевленным творением. 
Итак, стыдно ли – признавать над собой владычество Единого Всеблагого Несотворенного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах современного нового язычника, говорящего: «я не раб Бога, хоть Он и Владыка и Творец всей Вселенной, имеющий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?
Прежде чем ответить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или слабость?», подумаем: а что означает быть рабом Божиим? Для наглядности, рассмотрим как аналогию некоторые примеры рабства среди людей. Если человек стал рабом другого человека, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозяина. А хозяева рабов, как мы знаем, могли иметь разные социальные статусы. Один хозяин мог быть простым сапожником. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапожника, да иногда и просто знатные люди по положению были ниже царского раба. И кто посмел бы тронуть раба царя, оскорбление и обида царского раба – это вызов и унижение самого царя. А кто сможет сравнить статус и величие царя земного с величием Владыки всего мира, на Которого не смеют взирать и святые ангелы, но закрывают лица свои от сияния славы Великого Царя.
Из этих размышлений мы видим, что быть рабом Божиим – большая почесть.
«Что же значит быть рабом Божиим?»
Быть рабом – значит работать на своего господина. А если человек – раб Всеблагого, Премудрого, Единого Несотворенного Бога, то что является предметом его работы, на что он работает? А работает он на саму Истину, на саму Любовь, на Праведность, на Вечность и награду поэтому он получает вечную. 
Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или унизительна? 
И напротив, если человек не является рабом Божиим, то он тоже работает, но на другого господина. Работает он на неправду, на свое чрево, на поиск удовольствий, на удовлетворение своих страстей. Поэтому, те кто считают, что они никому не рабы. Говорят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуждаются, они рабы прежде всего своих грехов, угождая своим страстям, они являются рабами бесов и самого диавола. Поэтому и Господь таким людям говорит: «Отойдите от Меня все работники неправды, не знаю вас».
К вопросу о силе и слабости.
Человек сам по себе очень слаб, он не может выдержать даже столкновения с автомобилем, не может прожить без воздуха и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несотворенный Бог самодостаточен, Он имеет все совершенства, которые только может помыслить наше сознание: Он не имеет возраста, т.к. пребывает вне времени и является его Творцом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам является Источником жизни для всего, Он не может постареть или измениться, к совершенству невозможно ничего добавить и ничего убавить. И простой человек, раб Высочайшего Царя, становится причастным бесконечной Его силе. Поэтому раб Божий – сильный человек, т.к. источник его силы не в нем самом а в бесконечном Несотворенном Боге. Как человек может быть причастным Божественной силе? Рассмотрим примеры. Посмотрим на Давида и Голиафа – кто из них сильнее? Очевидно, что хрупкий и кроткий Давид с Богом намного превосходит в силе великана Голиафа. А какой источник силы имел Самсон, Георгий Победоносец, или наш богатырь Илья Муромец? Св. прп. Максим исповедник, говорит: «Я да Бог – это уже большинство, причем подавляющее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмотрим на православных мучеников – победили они или проиграли? Чего добились от них мучители? Смогли ли они силой и пытками заставить православных мучеников отречься от Христа и принести жертву идолам? Кто был источником их твердости и мужества? Из мученических актов мы знаем, как множество мучителей избивая христианина палками, в изнеможении падали от усталости, – не хватало сил, а мученик оставался твердым и непреклонным, потому что источником твердости и мужества мученика была неисчерпаемая сила Христова. Кто оказался сильнее: мучитель-язычник, или мученик христианин? И мучители, видя силу Божию, изобильно действующую в святых мучениках – сами объявляли себя христианами, обрекая себя на смерть телесную и получая нетленный мученический венец и нетленную награду от Великого Царя царей Христа.
Итак второй наш вывод: раб Божий – это сильный человек, а источник его силы не в накачанных мышцах, а в Бесконечном и Несотворенном Боге.
А можно ли сказать и про диавола, что он раб Бога? Да, можно, только он непокорный раб, упрямый, чья выя тоже преклонится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Христовым, а после выброшен в озеро огненное.
Что говорится в Священном Писании о понятии «раб Божий».
Необходимо сперва сказать о характере нашего Господина, Царя неба и земли, Творца всей Вселенной, Царя ангелов и всех святых.
Из рассмотрения примеров рабства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь различные нравственные характеристики. Один хозяин может быть добрым, великодушным, честным… А другой хозяин может быть злым, завистливым, блудником, пьяницей, скупым, сребролюбивым.
Какого Царя почитаем мы: – Творца Вселенной, Единого Несотворенного, Всемогущего, Премудрого, Совершенного Бога, Который совершен во всем. Совершенство не может быть в чем-то ущербным, оно не может измениться. Весь мир и само время имеет начало, а причина начала – Безначальный, Тот, кто никогда не начинался. Он нас сотворил, и Он один достоин почитания. Не безумие ли, если Божие творение (человек), вместо своего Творца начнет прославлять, обожествлять другое творение, причем неодушевленное? (О совершенствах же Творца Вселенной поразмышляем еще отдельно более подробно).
Мы кратко сказали о характере и совершенствах нашего Царя. Необходимо осознавать, что и рабы могут иметь различные нравственные характеристики. Они могут быть добрыми или злыми, верными или нерадивыми.
Как описывается положение доброго, верного «раба Божия» в Евангелии? Рассмотрим отношения Господина нашего Царя и рабов Божиих, как они описаны в Евангелии.
Господь говорит о бодрствующем рабе так: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. Истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». (Лк.12:23-48).
Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. (Ин.13:4-7). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?
Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.
«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. Лопухин).
«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: — Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: — Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». (Лк.12:23-48).
(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).
«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», — и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк.12:23-48)
Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей.
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15:15-27).
«Я — пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я -пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». (Ин.10:11-18).
В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).
Как описывается положение раба Божия в Евангелии.
Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». (Флп.2:7)
Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).
Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.
Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. Феофан Затворник.
Итак, Христово самоуничижение — самое прекрасное проявление любви (1 Ин.4:10). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы (2 Кор.8:9), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям (Евр.4:15, 5:7-8), переносил страдания по человеческому естеству (Лк.4:2), во всем уподобившись человеку кроме греха (Евр.4:16), испытал богооставленность (Мф.27:46), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение (Мф.27:60), взяв на Себя наши грехи (1 Пет.2:24) и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом (Рим.6:3). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью (Лк.9:23), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.
Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству.
Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.
Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Еф.6:14).
Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». (Ин.15:15-27)
Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).
«Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души». ?
Господь говорит: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:25)
А где Христос? – одесную Бога Отца. Видите на какую высоту возведены рабы Божии?
Что же вне Царствия Божия и подданных Великого Царя – рабов Божиих?
«А вне – псы (т.е. гомосексуалисты) и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (т.е. работающий на неправду)». (Откр.21 8)
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.22 15)
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1 Кор.6:9).
Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.
Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия -Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!
 

  • melissa.ya изволил поблагодарить

#33      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 19 652
  • Москва
  • Имя:Ив
  • Пол:Мужчина

Отправлено 12 мая 2016 - 14:26:47

Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
 
Это мировоззрение не так далеко от атеизма, как может показаться на первый взгляд. Велика ли разница между тем, кто погибает, но не желает признавать этого, и тем, кто осознаёт, что только Творец может спасти его от предстоящей смерти, но не обращается к Богу, остаётся чужд практической духовной жизни? Точно так же не желающий помогать раненому и желающий, но не помогающий, мало отличаются друг от друга.
Когда современный человек говорит о Боге в душе, то он лишь использует слова, принадлежащие его христианским предкам. Для него эти слова далеко не всегда означают реального Богообщения, вовсе не означают живого присутствия Бога в его сердце. 
Да, цель христианской жизни – реальное пребывание в Боге. Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие. В храме христианин получает живое соединение с Богом, приобретает Божественную благодать, которая укрепляет его в исполнении Заповедей Божиих. Именно в храме преподаются Таинства, соединяющие человека со своим Творцом. 
Таинственна и сама храмовая молитва и человеческое предстояние Богу в храме. В этом предстоянии пребывает Сам Бог, сказавший: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
«Правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая через это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его» святитель Феофан Затворник.
 
 
Бог – в душе?
 
Размышления в защиту того, что обычно мы критикуем
Чтобы найти с другим человеком общий язык, иногда нужно как минимум придержать свой собственный. Недавно в беседе с пожилыми соседями, очень милыми, но далекими от Церкви людьми, мне в очередной раз довелось услышать весьма расхожий тезис: «Главное, чтобы Бог был в душе». Я уже набрал было полную грудь воздуха, чтобы разразиться потоком не менее расхожих возражений. И внезапно подумал: а что, собственно, тут можно возразить? Ведь это же действительно — главное! Самое главное из всего, что только есть на свете, причем именно с христианской точки зрения. Все святые отцы единодушно свидетельствуют о том, что нет ничего более важного, чем единение души с Богом. Это — последнее благо и высшая цель в жизни человека.
Спорить тут попросту не с чем, и правы здесь мои нецерковные собеседники на все сто. Так что из обычного апологетического арсенала остается у меня единственный аргумент: попытаться доказать им, что главное-то оно, конечно, главное, но только именно в их душах Бога как раз и нету. Потому что если бы Он там был, то и жили бы они по-другому, и в храм бы ходили, и на сердце бы у них всегда был сплошной мир, благодать и радость… Все вроде бы правильно собирался сказать. И слова подходящие уже на языке вертелись. Но такая вопиющая неправда, такая бесцеремонная жестокость вдруг почудились мне в этих словах, что я просто физически не смог их выговорить. Так ничего и не ответил им тогда. Промямлил что-то невнятное, вроде: «Да, конечно, главное, чтобы душа была с Богом, а Бог был в душе», попрощался торопливо и побрел восвояси.
А что еще оставалось? Соседи мои — люди малосведущие в христианском вероучении. Но я-то ведь точно знаю, что Церковь почитает Бога — Вездесущим. То есть вся Вселенная является не чем иным, как осуществлением созидательных энергий Бога. Своим непрерывным творческим действием Он поддерживает в бытии весь сотворенный Им мир. Об этом удивительном свойстве Бога — быть всегда, везде и во всем — писал святитель Григорий Палама: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует лишь в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».