Перейти к содержимому


Фотография

Русские душегубы и европейские человеколюбы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 120

#1      Лютый

Лютый

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 38 176
  • Пол:Мужчина

Отправлено 19 марта 2017 - 15:43:59

*
Популярное сообщение!

Русские душегубы и европейские человеколюбы
 

59e2f8731fb2a4b1e7380dfb63e_prev.jpg

 

Поскольку нам говорят: «У вас никогда не уважали права человека», не будем уклоняться от этого вызова. Главное право человека — право на жизнь, с него и начнем.

В 90-е годы, перед вступлением России в Совет Европы, московские газеты много писали на тему смертной казни. Одни истолковывали требование ее отмены как попытку чересчур благополучных стран навязать России свои правила, предостерегали нас от такой беды, убеждали жить своим умом.

В других можно было прочесть еще более интересные вещи. Во-первых, читателям разъясняли, что на Западе «издревле утвердились гуманизм, представительная власть, цивилизованный суд, вера в закон и нелицемерное уважение к человеческой жизни» (цитата подлинная), а во-вторых, звучали усталые сомнения по поводу того, способны ли жители современной России даже сегодня усвоить подобную систему ценностей, понять, как противоестественна смертная казнь.

 

У россиян, де, не тот менталитет, у них за плечами долгая вереница кровавых деспотических веков, а уважение к праву человека на жизнь никогда не было ведомо «этой стране».

 

Будете в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию по центру города в открытом автобусе. Там есть наушники, можно слушать объяснения по-русски. У Гайд-парка вы услышите, что там, где ныне «уголок оратора» (давно пустующий), находилось место казней.

 

Казни были основным общественным развлечением лондонской публики в течение многих веков. Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию и имела какое-то (забыл) шутливое имя. Повод для юмора был налицо: там на разновысоких балках была 23 петли, так что она, возможно, что-то напоминала англичанам — то ли елку с украшениями, то ли что-то еще. У нее было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии многолетнего здешнего палача, бытовала даже поговорка «надежный, как машина Деррика»[1].

546a269606d8f699e59c3fe309a.png

 

Там, где нынче Паддингтонский вокзал, стояла еще одна знатная виселица, устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно было разом повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика». Историк Лондона Питер Акройд перечисляет еще с дюжину известных мест казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных перекрестках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе зрителей время от времени случалась давка, число затоптанных насмерть однажды (в начале XIX века) достигло двадцати восьми[2].

30d1d5d46011a38770c19f50977.jpg

Некоторые вещи помогает понять искусство. Историки культуры давно признали, что даже в античных, библейских и мифологических сюжетах европейские художники отражали реалии окружавшей их жизни. И эти реалии ужасают. Посмотрите на гравюры Дюрера и Кранаха.

Вы увидите, что гильотина существовала за два века(!) до Французской революции. Вы увидите, как в глаз связанной жертве вкручивают какой-то коловорот, как вытягивают кишки, навивая их на особый вал, как распяленного вверх ногами человека распиливают пилой от промежности к голове, как с людей заживо сдирают кожу.

 

Сдирание кожи заживо — достаточно частый, почти излюбленный) – сюжет не только графики, но и живописи Западной Европы, причем тщательность и точность написанных маслом картин свидетельствует, во-первых, что художники были знакомы с предметом не понаслышке, а во-вторых, о неподдельном интересе к теме. Достаточно вспомнить голландского живописца конца XV — начала XVI вв. Герарда Давида.

 

Московское издательство «Ad Marginem» выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке — очередное сдирание кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна из глав в книге Фуко иронически (или нет?) озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для впечатлительных.

a6e24fff3b8576dbb2f4b7bbed4.jpg

 

Гравюры Жака Калло с гирляндами и гроздьями повешенных на деревьях людей — отражение не каких-то болезненных фантазий художника, а подлинной жестокости нравов в Европе XVII века. Жестокость порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были еще безжалостнее).

cac2ae170edf7aaa58af3686578.jpg

 

Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов — историки спорят — населения ее южной части. Папа Римский даже временно разрешил многоженство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 ее населения. От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что касается России, она на своей территории почти семь веков между Батыем и Лениным подобных кровопусканий не знала и с такой необузанной свирепостью нравов знакома не была.

 

Сожалею, но придется сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не настраивает на громадный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской была ее практика. И не только в далеком прошлом — в ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошел любое прошлое. По большому счету, нет гарантий, что эта цивилизация не вернется к привычной для себя практике.

 

Это гораздо, гораздо более серьезный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации, трудно не констатировать: ее самолюбование, при всей его привычности, выглядит бесконечно странным.

 

Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии»[3] На протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила ничтожно мало именно в Западной Европе. Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей ее мрачности. Английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила еще 89 тысяч своих подданных.

 

В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего ее «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели.

 

По подсчетам историка Р.Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело ни с чем иным, как массовым террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»), Генрихом VIII, Филиппом II, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей.

 

Даже если на царя Ивана возведено много напраслины[4], бесспорных фактов достаточно, чтобы русское сознание вынесло ему приговор, отменить который вряд ли удастся. Среди 109 фигур на памятнике Тысячелетию России в Новгороде, в число которых попали опальные Алексей Адашев и Михаил Воротынский, а также малоизвестные нашим гражданам князья Литовской Руси Кейстут и Витовт, места царю Ивану не нашлось.

 

Мы можем гордиться своей нравственной планкой: англичане легко простили своей Елизавете I умерщвление 89 тысяч человек, а мы не прощаем царю Ивану загубленные 4 тысячи.

 

Но продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства. И это было исполнено!

16 февраля 1568 года (время разгара опричнины Ивана Грозного) святая инквизиция осудила на смерть всех(!) жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах — 100 тысяч.

 

А знаете, какому событию посвящен офорт Гойи № 36 из серии «Бедствия войны»? Приказу французского командования 3 февраля 1809 года повесить половину испанских пленных в Северной Испании, каждого второго. Но я преждевременно забежал вперед, в XIX век.

 

1 августа 1793 г. революционный французский Конвент издал декрет с предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794 г. армия взялась за дело. «Вандея должна стать национальным кладбищем», провозгласил храбрый генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно.

857fb87ded19f0d0c533fe5ce31.jpg

 

Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить груженую людьми баржу на надежной канатной привязи в устье Луары, топить ее, потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни».

Просто умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с супругов одежду и связывать их попарно. Беременных женщин обнаженными связывали лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это называлось «республиканскими свадьбами»[5].

 

Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевленно писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключенного. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты[6], было истреблено, по разным подсчетам, от 400 тысяч до миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает.

 

Но вернемся к вопросу о смертной казни. Немецкий юрист и тюрьмовед Николаус-Генрих Юлиус, обобщив английские законодательные акты за несколько веков, подсчитал, что санкцию в виде смертной казни содержат 6789 из них[7]. Повторюсь, некоторые историки настаивают даже, что Англия именно таким способом решала проблему перенаселения.

Еще в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей.

 

Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своем дневнике в 1826 г., насколько он поражен тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек.

 

Так смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто осмелился порицать действия правительства. Королевство Неаполитанское в конце XVIII века расправилось со всем предположительно революционным, были казнены многие тысячи людей. Современники писали про лес виселиц.

1339b8d17bf7a706e3633a6d7a5.jpg

 

А теперь возьмем самый древний свод нашего права, «Русскую правду», он вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов (т.е. по западному наущению), но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний.

 

Впервые понятие смертной казни появляется у нас на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде). То есть, первые века нашей государственности прошли без смертной казни, мы жили без нее едва ли не дольше, чем с ней. Понятно и то, почему данная новация проникла сперва во Псков, который неспроста имел немецкий вариант своего имени (Плескау).

 

Псков был, благодаря соседству с землями Тевтонского и Ливонского Орденов, в достаточной мере (не менее, чем Карпатская Русь или Литовская Русь) связан с Западной Европой. Новшество постепенно привилось. Но даже в пору Смуты смертная казнь не стала, как кто-то может подумать, привычной мерой наказания. Земский собор Первого ополчения 1611 года запрещает назначать смертную казнь «без земского и всей Земли приговору», т.е. без согласия Земского собора.

 

Одна из самых ужасных казней нашего Смутного времени — повешение юного сына Марины Мнишек. Один новейший автор (не хочу делать ему рекламу) называет это «неслыханным среди христианских народов деянием». Не будь его познания так бедны, он мог припомнить хотя бы историю гибели двух малолетних сыновей английского короля Эдварда IV, тайно удавить которых, едва они осиротели, велел их родной дядя, герцог Ричард Глостер. После этого он со спокойным сердцем короновался в качестве Ричарда III и прославился еще множеством убийств, а два детских скелета были позже найдены в одном из казематов Тауэра.

 

Но вернемся к России. Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но все еще бесконечно меньше, чем в Европе. Перебежавший вскоре в Швецию подъячий Котошихин уверял, что в Москве многих казнили за подделку монеты. Но не символично ли, что сам Котошихин закончил свою жизнь от руки шведского палача?

Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98 гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещенных им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая казнь его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.

 

Однако бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное. По числу казней Россия даже при Петре и отдаленно не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания резко пошел на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой смертной казни.

 

В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла. Не сильно процветала эта профессия в России и в дальнейшем.

 

Следующий век отмечен в России дальнейшим смягчением нравов. Не в том смысле, что преступников безоглядно миловали, совсем нет. Становилось меньше поводов наказывать и миловать. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и поименный список казненных в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом.

 

За это время было казнено 2445 человек, т.е. совершалось 30 казней в год. Эту цифру, правда, увеличивают два польских восстания 1830 и 1863 гг. и начало революции 1905-1907 гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чем говорит эта цифра с учетом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».)
Еще в XIX веке смертоубийство, даже присутствуя в реальной жизни, оставалось чем-то очень страшным и неприемлемым в понятиях простого народа.

 

В старинных судебниках присутствует очень выразительное, вызывавшее ужас понятие «душегубство». Не хочу сказать, что в XIX веке царили буколические нравы — была бытовая преступность, был разбой и, конечно же, убийства. Вопрос в том, много ли их было, насколько легко преступник мог отважиться на подобное преступление.

Я сам слышал (в 1971 году, в Иркутске), как старый профессор-геолог Николай Александрович Флоренсов рассказывал, со слов своего отца, про поездки бедных людей «на золоте». В начале 1890-х годов его отец, тогда юноша, дважды ездил «на золоте» из Иркутска через пол-Сибири один раз в Челябинск, другой — в Тюмень (дальше в европейскую Россию в обоих случаях можно было ехать по железной дороге).

О чем речь? В Иркутске была лаборатория, куда свозили золотой песок сибирских приисков, и там это золото превращали в слитки. Зимой годовую продукцию лаборатории на санях, обозом, везли до железной дороги. И малоимущие ехали на ящиках с золотом, это был для них бесплатный попутный транспорт! Ехал, конечно, экспедитор и сопровождающие казаки — кажется, двое.

 

Сейчас даже трудно себе сегодня такое представить. И это при тех суровых нравах на сибирских дорогах, о которых повествует, например, Короленко! Видимо, они были суровы до известного предела. Присутствие безоружных пассажиров защищало надежнее вооруженной охраны. Большая шайка легко бы перебила всех, но, видимо, даже для разбойников существовали какие-то табу, их злодейство не могло перейти известный предел, они не отваживались пролить невинную кровь. Не знаю, есть ли такое понятие в других языках, «невинная кровь». Хочется верить, что есть.

 

Сравнительно редки в России были половые преступления. И по самоубийствам Россия была на одном из последних мест в мире. Самоубийство потрясало людей — помните некрасовское: «ах, беда приключилась ужасная, мы такой не слыхали вовек». Это, кстати, один из самых точных признаков духовного здоровья нации.

 

(Характерно, что народ ясно осознавал эту свою особенность. Россия, несмотря на некоторую эрозию религиозного чувства, все равно до конца оставалась страной глубоко верующей, неспроста избравшей когда-то своим нравственным идеалом святость, Святую Русь. Но с высоты и падать больнее.)

 

Редкость убийств лучше любых объяснений показывает нам нравственный облик народа. Этот облик отчетливо проявляется еще в одной важной подробности.

Выше уже шла речь о том, каким важным общественным развлечением и зрелищем были в Западной Европе публичные казни. Во Франции эту традицию прервала лишь Вторая мировая война. В ряде эмигрантских воспоминаний и дневников можно встретить (под 1932 годом) возмущение по поводу того, что знакомый N отправился поглазеть на казнь Павла Горгулова, убийцы французского президента Думера. Последним прилюдно казненным в Париже стал в 1939 году некто Вейдман.

 

Конечно, и в России казни собирали зрителей. Например, казни Разина, Пугачева, и это не должно удивлять. Сами эти фигуры потрясали и завораживали воображение. А если не Пугачева? Датчанин капитан Педер фон Хавен, посетивший Петербург в 1736 году, писал, что в столице «смертную казнь обставляют не так церемонно, как у нас (т.е. в Дании — А.Г.) или где-либо еще. Преступника сопровождают к месту казни капрал с пятью-шестью солдатами, священник с двумя маленькими, одетыми в белое мальчиками, несущими по кадилу, а также лишь несколько старых женщин и детей, желающих поглядеть на сие действо. У нас похороны какого-нибудь доброго горожанина часто привлекают большее внимание, нежели в России казнь величайшего преступника».

 

Другое свидетельство. В день казни братьев Грузиновых в Черкасске, 27 октября 1800 г. полиция обходила дома обывателей и выгоняла всех жителей на Сенной рынок, где состоялась казнь[8]. Характерно и то, что в момент казни (чьей бы то ни было) русский люд снимал головные уборы, многие отворачивались и закрывали глаза. И еще одна важная подробность. После казни Пугачева собравшиеся не стали досматривать продолжение экзекуции — кнутование его сообщников. «Народ начал тогда тотчас расходиться» — читаем мы у мемуариста Андрея Болотова, свидетеля «редкого и необыкновенного у нас [! — А.Г.] зрелища»[9].

 

Так ведут себя люди, которым отвратительно все жестокое, даже если они не сомневаются в заслуженности кары.

 

Парижане времен Французской революции вели себя иначе. Согласно «Chronique de Paris» (ее цитирует упомянутый выше Мишель Фуко) «при первом применении гильотины народ жаловался, что ничего не видно, и громко требовал: верните нам виселицы!».

В этих двух типах поведения отражаются какие-то глубинные, ведущие свое начало в древних временах, этнопсихологические различия. (Сегодня они затихают: всемирная культурная революция ХХ века сильно сгладила различия между народами.)

 

Чтобы изменить русское отношение к смертной казни потребовалось полное крушение всего внутреннего мира нашего народа, произошедшее в 1917 году. Миллионы солдат восприняли отречение царя как разрешение их от воинской присяги, которую они принесли царю, Богу и отечеству. Думские мудрецы, которые советовали царю отречься, не учли элементарную вещь. Простой народ воспринимал присягу как страшную клятву, нарушить которую означало попасть в ад. Отречение царя солдаты восприняли как освобождение их от клятвы и перед царем, и перед Богом, и перед отечеством, как разрешение делать все, что угодно.

 

Суровым аргументом в руках тех, кто утверждает, что в России «никогда не ценили человеческую жизнь», давно стало утверждение: «Петербург стоит на костях». Впервые оно было пущено шведами в середине XVIII века (еще бы — это у них отняли устье Невы, это шведские пленные прорубали первые просеки будущих улиц), воспроизведено бесчисленное число раз — главным образом, жалостливыми отечественными авторами.
Но и европейскими, конечно, тоже — французский писатель Люк Дюртен, один из многих, писал в своей книге об СССР 1927 года («Иная Европа»): «Возведение этого города из камня унесло больше человеческих жизней, чем земляные работы в Версале… Город стоит на костях — на болоте, где царь Петр похоронил 150 тысяч рабочих». Город на костях — это то, что знает каждый, не так ли?

 

Правда, доказательств этой «общеизвестной истины» никто никогда не представил, и первая же проверка (А.М. Буровский, «Петербург как географический феномен», СПб, 2003) показала: город на костях — полный вымысел, решительно ничем и нигде не подтвержденный.

Такой же, как «потемкинские деревни». Миф о них развенчал покойный академик А.М. Панченко. Это не совсем по теме данной главы, но читатель простит. Басня о «потемкинских деревнях», как и многое в западных наездах на Россию, — порождение простой человеческой зависти. В 1787 году Екатерина II показывала австрийскому императору Иосифу, польскому королю Станиславу Понятовскому и иностранным послам свои новые причерноморские земли и Крым.

 

Гостей потрясли приобретения России, особенно на фоне неудач Австрии в турецких делах и плачевного состояния Польши. Потряс и размах строительства в Херсоне, Николаеве, Севастополе, особенно верфи, со стапелей которых в присутствии гостей были спущены первые корабли. Прошли годы, как вдруг участник путешествия Гельбиг (бывший в 1787 году послом Саксонии при русском дворе) написал, что селения по Днепру были декорациями, которые перевозили по ночам на новое место, а скот перегоняли.

 

Технически это было бы невозможно, но просвещенная публика в таких вещах не сильна. Детский восторг, охвативший Европу, не поддается описанию. Какая психологическая компенсация! У стиснутых своей географией стран появилась возможность сказать себе: все русские победы, приобретения, крепости, корабли, вся Новороссия — это просто намалевано на холсте, ура!

 

Мистификация о «потемкинских деревнях», возможно, самая успешная в мировой истории. После Гельбига прошло двести лет, но вот заголовки переводных статей о России, которые я единовременно нашел на сайте ИноСМИ.Ру:

«Политика потемкинских деревень в России» (Christian Science Monitor); «Нераспространение по-русски — потемкинская деревня» (National Review); «Потемкин свободного рынка» (The Wall Street Journal); «Экономический рост потемкинского пошиба» (Welt am Sonntag); «Потемкинский валовой внутренний продукт» (The Wall Street Journal); «Потемкинские выборы» (Christian Science Monitor); «Потемкинская демократия» (The Washington Post); «Потемкинская Россия» (Le Monde); «Григорий Явлинский: Россия построила потемкинскую деревню» (Die Welt); «Елена Боннер: Владимир Потемкин» (The Wall Street Journal).

 

Поражают не штампы мышления (что делать, это встроенное свойство западной, да и любой другой, журналистики), поражает сила страсти. Живучесть нелепицы о «потемкинских деревнях» — факт западной, а не русской истории. Такое неравнодушие Запада к России очень напоминает отношение мальчика, дергающего девочку за косу, чтобы она обратила на него внимание, признала, что он лучше всех, и полюбила.

 

*****

1 Во времена палача Деррика или вскоре после него в английских портах появились поворотные подъемные краны. В Англии их сразу стали называть «деррик-кранами», потом это название, но уже без всякого висельного подтекста, привилось и в других местах, включая Россию.

2 Но сегодняшний англичанин отважно пишет о России(!) следующее: «Жестокость в этом евроазиатском обществе всегда была нормой жизни». Дальше не менее интересно: «Европейское правило о том, что 98% людей избирают свою правящую элиту противоречит русскому, все еще азиатскому, в широком смысле, пониманию»(TheGuardian, 31.07.2006).
Девяносто восемь процентов, подумать только. Т.е., долженствующее и идеальное, вполне в традициях соцреализма, объявляется сущим. Учитесь и мотайте на ус.

3 Дэвис, Норманн. История Европы. — М., 2004. С. 21.

4 Сейчас это доказывают все упорнее, но нравственные оценки, данные царю высшими духовными авторитетами своего времени, никто опровергнуть не в силах. Когда началась опричнина, митрополит Афанасий, не желая освящать своим именем происходящее, удалился в мае 1566 г. в монастырь. Царь уже сделал было митрополитом казанского архиепископа Германа (Полева), но тот не проявил никакой благодарности, а наоборот — в беседе с царем объявил, что того ждет страшный суд, призывал прекратить расправы. «Еще и на митрополию не возведен, а уже связывает меня неволею», сказал Иван и остановил интронизацию.
Новым митрополитом согласился стать на условии прекращения казней игумен Соловецкого монастыря Филипп (Колычев), возведенный в сан 27 июля 1566 г. Ровно через год казни возобновились. Митрополит пытался влиять на царя без огласки, но тщетно. Тогда, в марте 1568 г., в воскресный день в Успенском соборе Кремля Филипп всенародно обличил Ивана и трижды подряд отказал ему в благословении. Унижение царя было неслыханным.
8 месяцев спустя царь добился того, чтобы церковный собор низложил Филиппа за «волшебство» и другие выдуманные грехи и присудил к ссылке. Через год в Тверской Отрочь монастырь, к Филиппу за благословением пришел главный опричник Малюта Скуратов. Святитель ему отказал и был Скуратовым в гневе задушен. Духовный авторитет Афанасия, Германа и Филиппа — более, чем достаточное основание для сложившегося в России отношения к Ивану Грозному, а Филипп, канонизированный в 1661 году, при царе Алексее Михайловиче, может рассматриваться как святой покровитель российских прав и свобод.

5 Плавинская Н.Ю. Вандея. // Новая и новейшая история. № 6, 1993.

6 Слово «Вандея» уже тогда употреблялось для обозначения контрреволюционного края и контрреволюции вообще. Собственно же департамент Вандея — лишь один из центров роялистского восстания и последовавших расправ. На самом деле, эти события охватили девять департаментов северо-запада Франции.

7 Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Т. 39. — М., б.г. [1934]. Стб. 583.

8 Анисимов Е.В. Народ у эшафота. // Звезда. № 11, 1998.

9 И то, о чем умалчивали советские школьные учебники: «Помилованные мятежники были на другой день казней приведены пред Грановитую палату. Им объявили прощение и при всем народе сняли с них оковы… В конце 1775 года [Пугачев был казнен 10 января 1775 года — А.Г.] обнародовано было общее прощение и повелено все дело предать вечному забвению» («История Пугачева» Пушкина). Была ли на памяти человечества более милосердная страна?

 

Александр Горянин, фрагмент книги “Традиции свободы и собственности в России”

 

http://pandoraopen.r...chelovekolyuby/


  • OV Spb, Борода, Клим Путиловский и 9 других изволили поблагодарить

#2      Филон

Филон

    Старожил

  • Глобальные Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 68 763
  • Дата смерти:21.02.2019
  • Хутор, какой город то...
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:Разные.

Отправлено 19 марта 2017 - 19:13:29

Сейчас нам популярно объяснят, как вводилась на Руси Православие, сколько язычников, староверов и прочих было сожжено и дым от костров европейских инквизиционных судов развеется вмиг. Доказательства будут такие - "Вики" и "Всем известно". Следом рассказ продолжится преступлениями Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Первого, всех цариц и остальных царей и императоров России, включая,особенно последнего... Ну и конечно история последнего века миллионы миллионов расстрелянных Сталиным, включая тот факт, что в Петрограде с 18 года каждый день да 24 года расстреливали по 500 белогвардейских и царских офицеров. Вот охренеть была армия по численности... А численность сидельцев Гулага превысит число родившихся в России и Европе с 1905 по 1940 года...


  • Лютый, OV Spb, Борода и 6 других изволили поблагодарить

#3      ант

ант

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 5 368
  • Пол:Мужчина

Отправлено 20 марта 2017 - 07:56:35

Сейчас нам популярно объяснят, как вводилась на Руси Православие, сколько язычников, староверов и прочих было сожжено и дым от костров европейских инквизиционных судов развеется вмиг. Доказательства будут такие - "Вики" и "Всем известно". Следом рассказ продолжится преступлениями Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Первого, всех цариц и остальных царей и императоров России, включая,особенно последнего... Ну и конечно история последнего века миллионы миллионов расстрелянных Сталиным, включая тот факт, что в Петрограде с 18 года каждый день да 24 года расстреливали по 500 белогвардейских и царских офицеров. Вот охренеть была армия по численности... А численность сидельцев Гулага превысит число родившихся в России и Европе с 1905 по 1940 года...

Вот, объясняю популярно))

Тут какая штука...Для НИХ моря крови, самоё душегубство есть обыденка, нечто премлемое и даже поощряемое, зрелища нужны. Для НАС  (надеюсь не БЫЛО , а ЕСТЬ) вещь неприемлемая. Посему цена неизмеримо разная в нашем и ихнем сознании ИХ "морей" и наших "капель" Разная!  А потому такое меряние "пиписьками" - это людоетство по сути, из области - мы отсталые. Догонять надо...

Да, и не пора ли перестать оглядываться на мнение чуждого, абсолютно чуждого нам Запада? Как тот Толстовский крестьянин, который удавился  от страха, что могли, только могли подумать в Мире, что это он сам украл деньги барыни.

Да, а почему чуждого? Мы же Европа. То же. Вроде. Нет. Пока мы не Европа, и надеюсь , никогда ей не станем. Ибо там Права человека - именно права Человека , главным Правом из которых является Служение !!! как создания Божьего, заменены на права ПОТРЕБИТЕЛЯ.  Безбрежные и потерявшие всяческие моральные тормоза.


  • OV Spb, Филон, vv9m83 и еще 1 изволили поблагодарить

#4      Лютый

Лютый

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 38 176
  • Пол:Мужчина

Отправлено 21 марта 2017 - 23:18:40

*
Популярное сообщение!

Тайбёрнское дерево (Уголовное законодательство Англии - «Кровавый кодекс»)
 

Уголовное законодательство Англии с XI по XIX век, вошло в историю, под негласным названием -  «Кровавый кодекс».

 

Английское уголовное право предусматривало высшую меру наказания в виде смертной казни за 150-200 преступлений и, Англия по праву заслужила название «классической страны смертных казней», которой карались даже самые нелепые проступки:

«Кража овцы, кролика и т.п.»

«Украсть что-либо дороже 5 шиллингов».

«Лесное право: посягательство на королевский запретный лес (охота, рубка леса, собирание плодов)»  

«Католичество  и иудаизм»

«Нищенство»

«Ведьмовство»

«Супружеская измена»

 «Получение пенсии военного моряка по подложным документам»

«Выдача себя за пациента дома престарелых»

«Повреждение Лондонского и Вестминстерского моста»

«Времяпрепровождения с цыганами»

«Бунтарство»,

«За разрушение машин» (луддизм)

И т.п.

 

Смертные приговоры выносились и браконьерам, вредителям шлагбаумов на дорогах, и тем, кто брал товары, выброшенные на берег после кораблекрушений, и тем, кто гулял ночью с лицом, замазанным копотью (потому что окружающие сразу принимали таких за грабителей).

 

Если подозреваемые не сознавались, определение виновности, включало в себя: испытание холодной водой для мужчин и раскаленным железом для женщин.

Первоначально, за убийство полагалась виселица, за изнасилование — кастрация, за поджог — сожжение на костре, а за лжесвидетельство — обрезание языка, за убийство оленя в королевском лесу -  ослепление и кастрация и т.п. Затем осталась только, по большому счету, виселица.

И даже к началу XIX века в Англии смерть на виселице грозила за 225 различных преступлений.

 

Первая виселица, сооруженная в Англии, являлась обычным деревом в предместье Лондона - Тайбёрне, это дерево собственно и назвали -  «Тайбёрнским деревом», принявшей первого осужденного в 1196 г.

 

1324324438_66700995_1290001564_tyburn_tr

Место казни было выбрано из «Книги Страшного Суда» - переписи английского населения и местности 1085  года по велению Вильгельма для ознакомления с территорией и подавления недовольных. Название книги ссылается на библейский Судный день, когда всем людям должен быть предъявлен полный список их деяний, и чопорная Англия решила не ждать этого дня, а взять правосудие в свои руки…

 

1324324625_66700997_1290002408_perepis.j

 

1-е законодательство возникло в 1071-1087 гг., после завоевания Англии королем Нормандии  -  Вильгельмом 1. В результате нормандского завоевания в Англии сформировался господствующий класс французского происхождения, противостоящий массе крестьян-англосаксов.  Крестьянам, способным уплачивать в казну за пользование лесом, все равно не дозволялось иметь лук, стрелы и любое другое оружие, а у его собаки должны были быть вырваны когти на передних лапах, чтобы она не могла преследовать добычу.

Остальным везло еще меньше, хоть, смертная казнь была распространена не столько при Вильгельме, сколько при его потомках, начиная с Генриха I.

 

1324324661_66700999_1290001639_english_k

 

При Короле Генрихе VIII (1491-1547) за 15 лет только по законодательству «О борьбе с бродяжничеством» было повешено свыше 70 000 «упрямых нищих», подавляющее большинство которых составляли крестьяне, согнанные с земли в ходе огораживаний.

При дочери Генриха VIII, Королеве Елизавете I было казнено порядка 89 000 человек.

Руки приговоренного связывали перед телом, также связывали и ноги, чтобы предотвратить попытки раздвинуть их в стороны в момент распахивания люка. Высота падения подбиралась таким образом, чтобы рывок ломал шейные позвонки, разрывая спинной мозг и вызывая мгновенную смерть, но не мог оторвать голову. В Англии использовали простую удавку с петлей на конце веревки, свободно скользящей по ней. Позднее она была дополнена - на свободном конце веревки закрепили металлическое кольцо, вместо петли, благодаря чему петля удавки затягивалась гораздо быстрее. Этот тип петли приводил к очень быстрой смерти, обычно это была веревка около 4 м длиной и примерно 2 см толщиной.

 

1324324689_66701002_1290001697_350063431

 

В 1571 году «Тайбёрнским деревом» (Tyburn Tree) стало именоваться «тройное дерево» (Triple Tree), оно  было сделано из деревянных балок и представляло собой большую конструкцию, в виде  треугольника. В просторечье именовалось «three legged mare» (трёхногая кобылка).

Это Тайбёрнское дерево, возвышающееся над местностью, являлось также важным ориентиром в западной части Лондона и официальным символом законности.

На такой виселице могли быть казнены одновременно несколько преступников, оно использовалось и для массовых казней, как например 23 июня 1649 года, когда в Тайбёрн на 8 повозках были доставлены и повешены 24 человека (23 мужчины и 1 женщина).

 

1324324867_66701004_1290001751_dlya_nauk

 

После проведения казней тела бывали или закопаны поблизости, или переданы врачам для проведения анатомических опытов. Так, согласно принятому в 1540 году парламентом закону были объединены Surgeons Guild (гильдия врачей-хирургов) и Company of Barbers (общество парикмахеров), и им дозволялось брать ежегодно для изучения по четыре тела казнённых преступников.

 

Но не все отделывались только виселицей, за государственную измену предусматривалась более сложная казнь: «Повешение, потрошение (позже с видоизменениями обезглавливание/утопление) и четвертование», первой жертвой нового «тайбёрнского дерева» с утяжеленной формой казни, стал 1 июня 1571 года доктор Джон Стори (1504—1571), один из лидеров католической оппозиции.

 

1324324993_66701006_1290001797_quarter_2

 

Предписание гласило:

«Изменника вывести из тюрьмы, уложить на тележку или повозку и доставить к виселице, или к месту казни, где повесить его за шею и вынуть из петли полуживым. Затем отрезать ему детородные части, выпустить ему внутренности и сжечь их. С тем, чтобы его преступление стало особенно ужасающим для зрителей, палачу, вырвав у него сердце, показать его людям и объявить – вот сердце изменника!  Затем отрубить ему руку, а тело четвертовать. После этого голову и части тела выставить в каком-либо людном месте».

 

1324324995_66701008_1290001837_chetverto

 

По особому указанию, таковыми обычно были места -  Сити-Гейтс, Лондон-Бридж или Вестминстер-Холл.

 

В годы царствования короля Карла II, в Тайберне состоялась символическая казнь над лидерами Английской революции, совмещённая с осквернением их трупов.

30 января 1661 года, в годовщину казни короля Карла I, из могилы в Вестминстерском аббатстве были извлечены останки умершего в 1658 году диктатора Англии  - Оливера Кромвеля, доставлены в Тайбёрн, сперва повешены на «дереве», затем утоплены а реке, после чего четвертованы. Та же судьба была уготована телам Джона Брэдшоу (1602—1659) - судьи, вынесшего смертный приговор Карлу I, и генерала Генри Айртона (1611—1651), одному из прославленных полководцев парламентской армии. 11 июля 1681 года был повешен, обезглавлен и четвертован Оливер Планкетт,  - католический примас Ирландии, осуждённый как изменник.

 

Казни в Тайбёрне были всегда излюбленным развлечением лондонцев. Жители Тайберна охотно пользовались этим в коммерческих целях, сооружая перед казнями деревянные трибуны и продавая на них места.  День экзекуции в Тайберне для многих граждан был выходным днем  - "Гала день" (Gala Day) происходит от англосаксонского слова, обозначавшего «День виселиц» и поощрял к стечению публики, требующей зрелищ.

 

1324325145_66701010_1290001867_stechenie

 

Если приговоренный мужественно принимал свою казнь, народ говорил: «Хорошо умер!» («good dying!»). Если не мужественно, то освистывали и оскорбляли. Также публика обычно настаивала на последнем слове осужденного («last dying speech»), в котором было принято каяться в совершённых преступлениях и виниться перед пострадавшими. Иногда подобные речи для преступников были заранее отпечатаны и читались ими с листка.

Тайбёрн вошел во множество английских поговорок и словесные обороты:

Тех, кому желали всевозможные несчастья, говорили «Съездить в Тайбёрн» («to take a ride to Tyburn»).

Тот, по кому уже «плакала петля», звали «Властитель Тайбёрна» («Lord of the Manor of Tyburn»).

 

Были в Англии и более мелкие виселицы, сооруженные вдоль дорог в форме буквы «П». Виселицы и перекладины для повешения «были столь частой приметой британского сельского пейзажа, что первые английские путеводители, изданные для нужд путешественников, использовали их как вехи на дороге». Лондон с предместьями именовался  «городом виселиц». 

 

1324325198_66701012_1290002028_tyburn_ex

 

Иногда виселицы делали разборными и убирали их после казни. Часто виселицу возводили рядом с местом преступления, дабы местные жители могли видеть торжество правосудия.

 

1324325250_66701014_1290001897_1.jpg

 

Пиратов вешали отдельно, на "Пристани казней" в Уэппинге, - части Лондона на северном берегу Темзы и их тела оставались на виселице, опущенные до уровня воды, пока три прилива не обмывали их.

 

1324325334_66701017_1290001936_tyburncon

 

В Тайбёрне (Тайберн Конвент), также стоит печально прославившийся бенедиктинский женский монастырь, освящённый в память о более чем 350 католических мучениках, казнённых там во время Реформации.

В 1659 г., к виселицам добавились костры -  «За сношения с нечистой силой» было сожжено в один этот год 110 человек. А в годы парламентского правления было казнено до 30 000 ведьм.

 

Последняя казнь состоялась на виселице Тайбёрна 3 ноября 1783 года, был повешен уличный грабитель Джон Остин. В настоящее время о месте казни в Тайбёрне напоминают три латунные таблички, выложенные треугольником на мостовой угла лондонских Бейсуотер-роуд и Эджвер-роуд.

 

После 1783 года местом публичных казней стала площадь перед тюрьмой Ньюгейт.

 

Лорд Байрон в 1812г. выступал против неоправданных казней и новых законов, регламентирующих их: "Не довольно ли уже крови в вашем кодексе законов, или ее нужно пролить еще больше, чтобы она достала до неба и там свидетельствовала против вас? И как же вы собираетесь применять этот закон? Построите по виселице в каждой деревне и повесите на каждой человека в устрашение прочим?". Затем решил опубликовать в газете обличающую поэму - "Оду авторам билля против разрушителей станков":

 

О Р(айдер) и Э(лдон), достойную лепту

Внесли вы, чтоб Англии мощь укрепить!

Но хворь не излечат такие рецепты,

А смогут, пожалуй, лишь смерть облегчить.

Орава ткачей, это стадо смутьянов,

От голода воя, на помощь зовет -

Так вздернуть их оптом под дробь барабанов

И этим исправить невольный просчет!

Нас грабят они беспардонно и ловко.

И вечно несыты их жадные рты -

Так пустим немедленно в дело веревку

И вырвем казну из когтей нищеты.

Сборка машины труднее зачатия,

Прибыльней жизни паршивый чулок.

Делу торговому и демократии

Виселиц ряд расцвести бы помог.

Для усмиренья отродий плебейских

Ждут приказания двадцать полков.

Армия сыщиков, рой полицейских.

Свора собак и толпа мясников.

Иные вельможи в свои преступленья

Втянули бы судей, не зная стыда.

Но лорд Ливерпуль отказал в одобренье,

И ныне расправу вершат без суда.

Но в час, когда голод о помощи просит.

Не всем по нутру выносить произвол

И видеть, как ценность чулка превозносят

И кости ломают за сломанный болт.

А если расправа пойдет не на шутку,

Я мыслей своих не намерен скрывать.

Что первыми надо повесить ублюдков,

Которым по вкусу петлей врачевать.

 

Впрочем, он довольно быстро уехал из страны.

А в 1830,  был повешен 9-летний мальчик, укравший цветные мелки…

 

В последствии, в 1850 году число преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4-х:

«Государственная измена»

«Убийство»

«Пиратство»

«Поджог королевских верфей»

 

С 1868 года, согласно принятому тогда закону, казни стали проводится за стенами Ньюгейтской тюрьмы, без доступа общественности. Во многом благодаря стараниях сэра Роберта Пиля, Чарльза Диккенса и  Джона Ховарда. Диккенс развернул широкую компанию против публичных казней, увенчавшуюся успехом в 1868.

 

Последняя публичная казнь 13 августа 1868 года состоялась над 18-летним Томасом Уэллсом, по другим данным, над  Мишелем Баррэтом.

Но, свидетелей, включая репортеров, допускали до 1910 года.

За период между 1830 и 1964, в этой стране было повешено около 2000 человек.

 

1324325765_66701022_1290002172_boothill4

 

Лидерами по количеству осуществленных смертных казней в XIX веке были графства Уилтшир, Херефорд и Эссекс.

 

torturesru.com


  • OV Spb, Борода, Клим Путиловский и 7 других изволили поблагодарить

#5      The loyal liberal

The loyal liberal

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 13 876
  • Пол:Мужчина

Отправлено 24 марта 2017 - 17:31:15

Затем повествование о тех событиях продолжила сотрудница музея, которая привела воспоминания очевидцев казни. Так, бывший при Дворе царя Алексея иностранец Кунрад фон Кленк в своих мемуарах отразил: «На это место страшно было смотреть, оно походило на преддверие ада. Кругом стояли виселицы, на каждой колыхалось по нескольку человек. В другом месте валялось множество обезглавленных тел, плавающих в крови. В разных местах находились посаженные на кол люди, из коих немало оставалось живыми до трех суток, и слышны были их голоса. В три месяца от рук палачей погибли одиннадцать тысяч человек».
Хоронили казненных людей на «Ивановских буграх». Позднее здесь же хоронили и тех, кто сражался под знаменами Пугачева.
 
Не знаю, что подвигло власти в советские времена, когда разрешали проводить здесь гуляния на День Победы. Может быть, причина заключалась в том, что вот, мол, погибшие наши предки, вы бились за лучшую долю, а теперь посмотрите на ликования людей живущих в счастливое время. Может быть и так. Но, на костях павших веселиться, петь и плясать… (?!..)
 Все угнетатели народа были одинаковы в жестокости расправ.

Сообщение отредактировал Борода: 24 марта 2017 - 18:08:51


#6      Лютый

Лютый

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 38 176
  • Пол:Мужчина

Отправлено 24 марта 2017 - 20:30:41

http://odinnadz.blog...skie-bugry.html

Все угнетатели народа были одинаковы в жестокости расправ.

 

а почему все должны верить каким-то мемориальско-либерастным бредням из абсолютно левого источника? :cleanglasses: и вопрос на десерт: Ваш идейный отец Лейба Бронштейн был угнетателем или как?


  • Борода, Филон и Товарищ СТАЛИН изволили поблагодарить

#7      Клим Путиловский

Клим Путиловский

    Слуга царю, отец солдатам

  • Глобальные Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 77 958
  • Спб
  • Пол:Мужчина

Отправлено 24 марта 2017 - 20:37:11

а почему все должны верить каким-то мемориальско-либерастным бредням из абсолютно левого источника? :cleanglasses: и вопрос на десерт: Ваш идейный отец Лейба Бронштейн был угнетателем или как?

 

Сергей, этот "знаток" пишет о том - какой белым и пушистым был Степан Разин и его банда. Если хочешь - почитай о нем:

 

 

«Из-за острова на стрежень…»

 

 

Среди множества мятежников и бунтарей, коими полна была история Государства Российского, Степан Разин по-своему был уникален. Ни Емельян Пугачев, ни Иван Болотникове в народный фольклор не вошли, хотя под свои знамена они собрали гораздо больше мятежников, чем Степан Разин. Чем же простой донской казак сумел так приворожить простой русский люд, который и после казни преданного официальной церковью анафеме Стеньки Разина продолжал слагать о нем песни и легенды?

 

Казачья вендетта

 

Точная дата рождения Степана Разина не известна. Историки считают, что произошло это в донской станице Зимовейской примерно в 1630 году. Семья его была зажиточной, Донские казаки в те ходы чуть ли не каждый год ходили в походы на крымских татар и турок, возвращаясь из них с богатой добычей. Вместе с отцом и двумя своими братьями в такие походы стал ходить и повзрослевший Степан.

Войсковые атаманы быстро заметили умного и храброго юношу. Впрочем, храбростью мало кто из донских казаков был обделен, а вот умом, умением убеждать других людей, трезвым расчетом, могли похвастаться немногие из них. Зато все это было у Степана Разина с избытком. Доказательством этому стал факт посылки его в 1661 году в качестве посла к кочевавшим в Сальских степях калмыкам, чтобы склонить их к совместному с донскими казаками походу на крымских татар. Это сложное дипломатическое поручение Степан Разин выполнил успешно.

Но успешная его карьера на государевой службе оборвалась в 1665 году. В тот год старший брат Степана Иван вместе с отрядом донских казаков участвовал в походе русского войска против поляков. После окончания боевых действий Иван попросил командовавшего русским войском князя Долгорукова отпустить казаков домой на Дон, дескать, повоевали – и хватит. Князь просьбу казаков не уважил, и тогда Иван со своим отрядом самовольно покинул театр военных действий. Впрочем, далеко им уйти не удалось. Посланные в погоню за казаками стрельцы заставили их вернуться назад, а Иван Разин, за свое самовольство был повешен.

Узнав о казни брата, Степан Разин со своим младшим братом Фролом объявили вендетту царю и его воеводам. Они оставили государеву службу и подались в разбойники.

Надо сказать, что разбойников тогда на Руси было видимо-невидимо. И они чувствовали себя отнюдь не изгоями общества. Вот, что писал о них русский историк Костомаров: «Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, доставляющим выгоды казне и самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников, как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедняков и простых людей; разбойник стал представляться образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем страждущих и угнетенных. При таком взгляде оставался только один шаг, чтобы разбойник сделался главой народного восстания».

Разин со временем станет именно таким «идейным» разбойником. А пока он занялся обычной для того времени уголовщиной.    

 

В поход «за зипунами»

 

В апреле 1667 года Степан Разин с сотней примкнувших к нему удалых сорви голов, на четырех стругах (плоскодонных парусно-гребных судах, вооруженных несколькими малокалиберными пушками) с Дона перебрались на Волгу.

В районе Камышина они разбили лагерь и начали грабить проплывавшие мимо них торговые караваны. Самый богатой их добычей стал караван из тридцати стругов. Товары, которые он везли, принадлежали царю, патриарху и богатым купцам. Разин приказал казнить несколько стрельцов, попытавшихся оказать ему сопротивление, а прочих служивых людей отпустил с миром. Освободил он и партию арестантов, которых везли на одном из стругов.

К удачливому атаману речных пиратов стали стекать гулящие люди со всей округи. Набрав более двух тысяч бойцов, прошедших огонь и воду, и не боявшихся ни Бога ни черта, Разин стал спускаться вниз по течению Волги, грабя по дороге все встречные суда. Благополучно миновав Астрахань, и выйдя из дельты великой русской реки в Каспийское море, пиратская флотилия вошла в устье реки Урал (тогда еще Яик) и вскоре оказалась под стенами пограничной крепости Яицкий городок. Взять ее открытым штурмом было нелегко, и Разин пошел на хитрость. Он уговорил стрелецкого начальника Сергея Яцына впустить в крепость небольшой отряд казаков, которые, дескать, мечтают тихо-мирно помолиться в местной церкви, и покаяться в своих грехах.

Но вошедшие в Яицкий городок казаки вместо церковных свечей схватились за сабли, перебили караул у ворот крепости, и впустили в нее остальных казаков. Яцын и около двухсот стрельцов были обезглавлены; остальным же была предоставлена свобода идти на все четыре стороны. Они направились в Астрахань, но Разин послал за ними вдогонку отряд, который догнал их, часть перебил, а прочих заставил присоединиться к его отряду.  

Перезимовав в Яицком городке, Степан Разин вместе со своими разбойниками, число которых достигло уже нескольких тысяч, отправился в поход «за зипунами». Они вышли в море, достигли побережья нынешнего Дагестана и Азербайджана и стали грабить богатые приморские города. Разин начисто разорил Дербент и Баку. Добравшись до иранского города Решта, Разин послал грамоту персидскому шаху, и предложил перейти к нему на службу. Пока шли переговоры, жители Решта напали на потерявших бдительность казаков, и убили четыреста человек.

Разин вынужден был покинуть Решт. Но он решил отыграться на другом персидском городе. Прибыв в город Фарабад, Разин заявил, что он прибыл  сюда как купец. Пять дней казаки мирно торговали в Фарабаде, а на шестой Разин на городском базаре поднес руку к голове и поправил свою шапку. Это было условленным сигналом: казаки бросились на беззащитных жителей, часть их перебили, часть взяли в плен. Потом они разменивались с персами, давая одного местного жителя за трех, четырех христиан.

В Фарабаде Разин перезимовал. С наступлением весны 1669 года он поплыл на восточный берег Каспийского моря и погромил туркменские улусы. Казаки расположились табором на Свином острове. Здесь летом 1669 года на них напал персидский флот, но потерпел полное поражение. Командующий флота шаха, Менеды-хан, спасся бегством на трех чудом уцелевших кораблях, сын же его и красавица дочь попались в плен. Сына Менеды-хана Разин приказал казнить, а его красавицу-дочь сделал своей наложницей.

Добыча, взятая казаками во время их похода «за зипунами» была огромной. Надо было возвращаться домой, но по сведениям, полученным Разиным от лазутчиков у Астрахани их ждал воевода князь Прозоровский с четырьмя тысячами стрельцов на тридцати шести вооруженных пушками стругах. Дело принимало опасный для Разина оборот. Но он был умным человеком, и хорошо знал то «секретное оружие», которое не раз побеждало московских (да и не только их) военачальников.

 

«Все куплю – сказало злато…»

 

А оружие это было простое и старое как мир – взятка. Золота и дорогих персидских ковров и тканей казаки награбили во время своего похода «за зипунами» предостаточно. К тому же разбойничья шайка Разина была значительной военной силой, и при прямом столкновении с царскими войсками результат этого столкновения мог быть непредсказуем.

Поэтому воевода Прозоровский, получив хороший бакшиш от казаков и руководствуясь весьма осторожными инструкциями из Москвы, вел себя достаточно лояльно в отношении казаков. По заключенному между астраханскими властями и разбойниками договору они были обязаны лишь сдать свою артиллерию и вернуть то имущество и ценности, которые казаки награбили в пределах Государства Российского. А за сами разбои и загубленные жизни служивых людей Разин со товарищи отделался лишь незлым устным выговором.

25 августа 1663 года Степан Разин в Астраханском кремле положил к ногам воеводы атаманскую булаву, и публично повинился в своих разбоях. После этого началась неофициальная часть – совместный пир воровских атаманов с воеводой и стрелецким начальством. Во время этого банкета, приглашенным на него высоким гостям казаки преподнесли богатые подарки – ковры, драгоценные чаши и кувшины. Естественно, что после этого астраханское начальство закрыла глаза на многие факты несоблюдения казаками только что заключенного договора. К примеру – Разину разрешили оставить у себя двадцать пушек, по причине того, что он должен был следовать из Астрахани домой через степи, в которых частенько появлялись вооруженные отряды крымчаков.

А казаки, тем временем, открыто распродавали на базаре в Астрахани награбленное, причем, по таким демпинговым ценам, что фунт драгоценного шелка шел за смешную по тем временам цену – всего за 18 медных копеек. Сам же Разин разъезжал по Волге на своем украшенном персидскими коврами струге, и беспробудно пьянствовал со своими подручными. Во время одного из загулов он утопил в Волге изрядно поднадоевшую ему наложницу – дочь персидского флотоводца Менеды-хана. Этот случай и послужил позднее основой для известной народной песни: «Из-за острова, на стрежень…».

Такой бесшабашный разгул казачьей вольницы скоро перестал нравиться астраханскому начальству, и оно сделало все, чтобы разбойничья шайка как можно быстрее покинуло город. В сентябре 1669 года Разин со своими казаками покинул Астрахань и отправился на Дон. Астраханские воеводы облегченно вздохнули, но как оказалось, радоваться им было еще рано.

 

«Я пришел дать вам волю!»       

 

Дальше началось то, что в учебниках истории называют «крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина». Скажем прямо – на народное восстание это было не очень похоже. Скорее всего происходящее напоминало кровавый разгул огромной разбойничьей шайки. Каких-то определенных политических лозунгов у Степана Разина не было, и основной своей целью, по его словам, у него было желание «дать народу волю», и «вывести под корень всех дворян и бояр». Дальше этого фантазии атамана не простирались, и против правившего тогда на Руси царя Алексея Михайловича он, во всяком случае, открыто, не выступал.

Более того, в своей разбойничьей флотилии Разин имел две лодки. Одна из них была задрапирована черным бархатом, другая – красным. В первой из них, якобы находился опальный патриарх Никон (в действительности, тот в это время находился в ссылке в Ферапонтовом монастыре), а во второй сын царя Алексея Михайловича наследник царевич Алексей (умер в 1670 году). Идеальной формой правления, по мнению Разина был казачий круг, но как реально с помощью такого «государственного органа» можно было управлять такой огромной страной как Россия, ни сам атаман, ни его приближенные внятно объяснить не могли.  

Отношение Разина к официальной церкви, несмотря на его внешнюю религиозность, напоминало отношение к Православию и священнослужителям «пламенных революционеров» времен Гражданской войны. Например, в Черкасске он прямо заявил, что надо бороться против священников, «царских богомольцев». Ему приписываются такие слова, сказанные молодым казакам, желавшим обвенчаться со своими избранницами в церкви: «На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него – вот и повенчались». Рассказывают, что Разин так и поступал: приводил к ближайшей вербе, молодые пары, и заставлял жениха и невесту проплясать вокруг нее, после чего объявлял им, что они после этого стали мужем и женой.

Из-за таких «новаций» многие считали, что Степан Разин не простой человек, а колдун, заговоренный от пуль и сабель. Сам атаман, не заявляя об этом, втихаря поддерживал подобные легенды о себе. Впрочем, палка оказалась о двух концах. В феврале 1671 года в Москве патриарх Иосиф предал Разина анафеме, при особо торжественной обстановке.

К этому времени пламя мятежа мало-помалу гасили отряды стрельцов и казаков, оставшихся верными царю. Многие города, встречавшие совсем недавно Разина с колокольным звоном и хлебом с солью, закрывали перед ним ворота. В конце концов Степан Разин вместе со своим братом Фролом были схвачены своими же земляками – донскими казаками и переданы царским приставам.

 

«Молчи, собака!»

 

Атамана и его брата привезли под конвоем в Черкасск. Опасаясь колдовских чар Разина, его приковали к стене городского собора специальной освященной цепью. Говорят, что она до самой революции хранилась в этом соборе, как местная достопримечательность.

Из Черкасска с большим бережением двух особо опасных арестантов повезли в Москву. Степан Разин сохранил полное присутствие духа, и насмехался над своими охранниками. «Чего ты жалуешься? – сказал он брату Фролу, который стонал и причитал, в предчувствии пыток и казни. – Нам готовят великолепный прием: знатнейшие вельможи столицы выйдут к нам навстречу!»

В Москву Степана Разина привезли в богатой одежде. Но на окраине столицы царские приставы сняли с атамана роскошный кафтан и одели его в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Разина поставили на телегу, привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегой как собачонка бежал Фрол Разин, прикованный за шею к телеге.

Братьев привезли в Земской приказ, где приступили к их допросу с пристрастием. Степана Разина поднимали на дыбу, били кнутом, жгли огнем. Все пытки атаман выдержал стойко, в отличие от его брата, который истошно кричал на дыбе. «Перестань нюнить, как баба! Погуляли мы с тобой вволю, надо теперь потерпеть немного…» – сказал малодушному брату Степан Разин.

Выдержал атаман и одну из самых мучительных пыток того времени: капанье холодной воды на обритую макушку. Когда ему брили голову, Степан Разин сострил: «Ну вот, – меня, бедного, невежественного мужика, украшают тонзурой, точно самого ученого из монахов!»

6 июня 1671 года братьев привели на Красной площади. Там, на Лобном месте, дьяк зачитал приговор бунтарям. Степан Разин и брат его Фрол были приговорены к страшной казни - четвертованию.

Услышав приговор, Степан Разин перекрестился на окружавшие Красную площадь церкви, и четырежды поклонился народу, прося у него прощения за свои грехи и злодейства. Палачи положили его между двух досок. Сначала Степану Разину отрубили правую руку, повыше локтя, затем левую ногу, ниже колена. Атаман не издал при этом ни крика, ни стона. Палачи посчитали его мертвым, и подошли к Фролу. Тот, желая получить отсрочку от лютой смерти, вдруг истошно завопил: «Слово и дело за мной Государево!» И тут из-под окровавленных досок неожиданно раздался голос Степана Разина: «Молчи, собака!». Это были его последние слова. Палачи отрубили у мертвого атамана голову, туловище его рассекли на части, которые насадили на колья, а внутренности бросили на съедение собакам.

 

В поисках атаманской казны

 

Фрола, чудом спасшегося от страшной смерти, снова отвезли в пытошную Сыскного приказа. Там он чистосердечно рассказал царским дьякам о местах, где они вместе с братом в свое время спрятали награбленные ими сокровища. Пять лет подряд Фрол Разин водил вдоль берегов Дона приставленные к нему отряды стрельцов. Но в тех местах, которые указал им Фрол, клады найдены так и не были. В конце концов царским кладоискателям все это порядком надоело, и Фрола казнили.

Сегодня историки спорят – существовали ли в природе клады Степана Разина, или это выдумка, миф? Скорее всего, атаман все же закопал часть награбленного им имущества (а пограбил он на славу, один его персидский поход чего стоит!) в только известных ему местах.

Как и современные ему западноевропейские «джентльмены удачи», Разин прятал свою добычу где-нибудь в укромном, малонаселенном месте. Таким местом вполне мог стать один из островов на Волге. Кроме того, в районе Жигулевских гор и по сей день существует множество пещер, в одной из которых Степан Разин мог спрятать свои ценности, нажитые нечестным трудом.

Несколько кладов с золотыми монетами, старинным оружием и драгоценными камнями было найдено в свое время в Поволжье. Правда, пока не удалось доказать, что эти клады принадлежат именно Степану Разину. Их вполне мог закопать после удачного нападения на торговый караван один из речных разбойников, которых на Волге в те времена было хоть пруд пруди. 


  • Лютый, OV Spb, Борода и 6 других изволили поблагодарить

#8      The loyal liberal

The loyal liberal

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 13 876
  • Пол:Мужчина

Отправлено 25 марта 2017 - 11:27:14

а почему все должны верить каким-то мемориальско-либерастным бредням из абсолютно левого источника? :cleanglasses: и вопрос на десерт: Ваш идейный отец Лейба Бронштейн был угнетателем или как?

 

 Гитлер был угнетателем или он генетическое здоровье германской нации лечил?


Сообщение отредактировал Борода: 25 марта 2017 - 12:51:53


#9      The loyal liberal

The loyal liberal

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 13 876
  • Пол:Мужчина

Отправлено 25 марта 2017 - 11:42:09

Сергей, этот "знаток" пишет о том - какой белым и пушистым был Степан Разин и его банда. Если хочешь - почитай о нем:

 А что крепостные должны были все время господам ноги целовать?


  • vv9m83 изволил поблагодарить

#10      Пианист

Пианист

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 3 993
  • Пол:Мужчина

Отправлено 25 марта 2017 - 13:51:46

А что крепостные должны были все время господам ноги целовать?

Работать на господ были обязаны, что-бы жить. Нет своей частной собственности, работаешь на имеющего свою частную собственность.
  • Лютый, vv9m83 и Road Warrior изволили поблагодарить

#11      Road Warrior

Road Warrior

    Арбитр

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 55 773
  • Пол:Мужчина

Отправлено 25 марта 2017 - 15:22:29

Блин, и здесь клевета на Ричарда III...

 

Что он якобы убил двух принцев, либо "прославился множеством убийств", в современных ему источниках не упоминается, и появляется задолго после того, как он был убит в битве с абсолютно нелегитимными Тудорами.

 

http://www.vokrugsve...s/article/1382/


  • Лютый, Филон, vv9m83 и еще 1 изволили поблагодарить

#12      Лютый

Лютый

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 38 176
  • Пол:Мужчина

Отправлено 25 марта 2017 - 17:30:05

 Гитлер был угнетателем или он генетическое здоровье германской нации лечил?

мну жутко интересно, наш "ГЫсторик" хоть знает, кто всегда отвечает вопросом на вопрос и по любому вопросу как затычка в бочке?


  • Филон, Road Warrior, Товарищ СТАЛИН и еще 1 изволили поблагодарить

#13      Филон

Филон

    Старожил

  • Глобальные Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 68 763
  • Дата смерти:21.02.2019
  • Хутор, какой город то...
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:Разные.

Отправлено 25 марта 2017 - 17:46:39

мну жутко интересно, наш "ГЫсторик" хоть знает, кто всегда отвечает вопросом на вопрос и по любому вопросу как затычка в бочке?

Мне другое интересно.. Когда это жалкое подобие гоманства прекратит ерничать на такие темы, как организованное массовое уничтожение людей какой либо национальности? 


  • Лютый и Road Warrior изволили поблагодарить

#14      vv9m83

vv9m83

    Старожил

  • Глобальные Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 44 411
  • Россия
  • Екатеринбург
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:Пенсионерю....

Отправлено 26 марта 2017 - 12:53:52

Работать на господ были обязаны, что-бы жить. Нет своей частной собственности, работаешь на имеющего свою частную собственность.

Ну а когда что-то очень не в дугу, то прирезаешь господина вместе с семейством, если удастся, или сжигаешь домик.


  • Лютый, Road Warrior и Пианист изволили поблагодарить

#15      Пианист

Пианист

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 3 993
  • Пол:Мужчина

Отправлено 26 марта 2017 - 15:08:58

Ну а когда что-то очень не в дугу, то прирезаешь господина вместе с семейством, если удастся, или сжигаешь домик.

Мои предки в Российской Империи были простыми крестьянами.  Только во времена СССР их потомки получили большие возможности и достигали того, что предкам и не снилось: среднеe профессиональнoe и высшее образование, руководящие должности, профессиональные военные.

Как я понял из текста: восстания подавляли кроваво. Кто знает современных потомков Степана Разина?


Сообщение отредактировал Пианист: 26 марта 2017 - 16:00:28

  • Лютый, Филон, Road Warrior и еще 1 изволили поблагодарить

#16      Тари

Тари

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 4 093
  • Пол:Не определился

Отправлено 27 марта 2017 - 17:19:37

Что спорить? Сказано, как отрезано: "Страшен русский бунт, бессмысленный и беспощадный".


  • vv9m83, Road Warrior и Провинциал изволили поблагодарить

#17      The loyal liberal

The loyal liberal

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 13 876
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 марта 2017 - 20:53:31

Что спорить? Сказано, как отрезано: "Страшен русский бунт, бессмысленный и беспощадный".

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях


  • Пианист изволил поблагодарить

#18      Пианист

Пианист

    Старожил

  • Ветераны Руссобалта
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 3 993
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 марта 2017 - 21:05:11

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях

Это красивые лозунги. А реальность: у 8 человек более 400 миллиардов долларов состояние, у 3 600 000 000 человек - 380 миллиардов долларов состояние. Последним только и остаётся - быть свободными и не стоять на коленях.


  • vv9m83, Road Warrior и Провинциал изволили поблагодарить

#19      The loyal liberal

The loyal liberal

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 13 876
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 марта 2017 - 21:10:32

Это красивые лозунги. А реальность: у 8 человек более 400 миллиардов долларов состояние, у 3 600 000 000 человек - 380 миллиардов долларов состояние. Последним только и остаётся - быть свободными и не стоять на коленях.

    Выше голову мой друг. В революцию все меняется быстро.


Сообщение отредактировал Борода: 27 марта 2017 - 21:12:39

  • Пианист изволил поблагодарить

#20      Борода

Борода

    Борода

  • Администрация
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 30 003
  • Москва
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 марта 2017 - 21:10:38

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

...

Мне больше у Пастернака нравится перевод, чем у Холодковского :)

 
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, 
Жизнь и свободу заслужил. 
 
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях

 

Хосе Марти ?:) (Mаs vale morir de pie que vivir de rodillas)

Но первым похожую фразу сказал Тацит "Честная смерть лучше позорной жизни" (Honesta mors turpi vita potior)

 

Не знаю...мне не очень нравится не первое высказывание, ни второе, а если ты натягиваешь эти слова на личности типа Разина :) то не прав в корне...там другой принцип жизни был..."Голодная мышь готова и кошку съесть" Разбойник и душегуб...в принципе как и все твои кумиры :(


  • Лютый, vv9m83, Road Warrior и 2 других изволили поблагодарить