12 лет назад бомбили Югославию...
Без санкции ООН НАТО напала на Югославию (Сербию и Черногорию) и бомбила страну 78 дней. А перед этим, как и сегодня в Ливии, закрыли воздушное пространство над страной, чтобы не встречать сопротивления сербской авиации и бомбить безнаказанно. Оправдать эти действия невозможно.
Все мировые средства массовой информации в 1998-1999 гг. писали, что международные организации в лице НАТО вынуждены вмешаться в события в Югославии, поскольку нарушаются права албанцев в Косове, властями Сербии проводятся этнические чистки, уничтожается мирное население.
Агрессия длилась 78 дней. Экономический потенциал 19 самых развитых стран мира, участвовавших в этой акции, превышал югославский в 679 раз. Атакам подвергалась вся территория Югославии. Боевые самолёты совершили, по натовским данным, 35 тыс., а по российским данным, около 25 тыс. авиавылетов. 75% всех операций сил альянса совершили американские лётчики
Действия авиации поддерживала военно-морская группировка в составе трех авианосцев, 6 ударных подводных лодок, двух крейсеров, 7 эсминцев, 13 фрегатов. В Средиземном море находились 4 крупных десантных корабля с 10 тысячами морских пехотинцев на борту. Авиация НАТО нанесла 2300 воздушных ударов по 995 объектам. По территории Югославии выпущено более 3000 крылатых ракет, сброшено около 25 тыс. (по некоторым данным – 79 тыс.) тонн взрывчатки
Итог бомбардировок Югославии печален. Всего было разрушено 22 и повреждено 12 мостов, стерты с лица земли около 50 фабрик и заводов, повреждены восемь электростанций, семь железнодорожных вокзалов, шесть аэродромов, множество дорог, выведены из строя или разрушены 20 телетрансляторов и реле, большое количество теле- и радиовещательных станций. Полностью были уничтожены несколько тысяч квартир и частных домов, три телецентра, 17 больниц, 35 факультетов, 2 тыс. школ. Более полумиллиона граждан лишились работы в результате разрушения заводов и фабрик. 2 млн. людей были лишены основных средств к существованию
В агрессии против Югославии НАТО использовала запрещенные военные средства и оружие, такие как кассетные бомбы.Речь идет об особенно опасных для жизни и здоровья людей видах оружия, последствия которых гораздо серьёзнее и бесчеловечнее, чем у классических видов оружия. Всего на территорию Югославии было сброшено 152 контейнера с 35450 кассетными бомбами. В этих налетах только за период с 25 марта по 15 мая погибли 200 человек и были ранены более 450. Снаряды с графитово-электромагнитной зарядкой были сброшены на ТЭЦ «Обреновац», Костолац, Нови-Сад, Ниш, Байина-Башта, а также на сооружения электрохозяйства в Лайковаце, Реснике, Лештане и Бежанийска-Косе. В результате более 5 млн. жителей остались без электричества и воды. Стране был причинен огромный материальный ущерб. Были уничтожены целые жилые кварталы, в том числе школы, больницы. Под прицелом НАТО оказались хозяйственные и производственные объекты, транспортная инфраструктура. Погибли около 2000 гражданских лиц, около 7 тыс. человек получили ранения, 30% из них – дети. Материальный ущерб Югославии составил более 200 млрд. долл.
Бомбовые удары кроме военных объектов были нацелены на памятники культуры, средневековые монастыри и святыни, национальные парки и заповедники, которые находились под защитой ЮНЕСКО: частично или полностью были разрушены 18 православных и католических церквей и монастырей, в Джаковице тяжело поврежден исторический памятник «Табачки мост» IV в. н. э., повреждены Петроварадинская крепость, Дурмиторский национальный парк и многие другие. Пострадали несколько десятков культурных памятников в Косове и Метохии: патриархия в Пече XIII в., мечеть Байракли в Пече XV в., церковь Левицкой Богоматери XIV в., Святоархангельский монастырь в Горне-Неродимле XIV в., мечеть Синан-Паша в Призрене XVII в., монастырь Грачаница XIV в. и другие.
До сих пор руководство НАТО не понесло никакой ответственности за содеянное. Наоборот, югославский сценарий признан успешным и теперь применяется в других странах, в данный момент - в Ливии.******************
Республика Сербская: кристаллизация целей и задачЕлена ГУСЬКОВА 28.04.2011
Все боснийские СМИ озадачились вопросом, откуда у молодого президента Республики Сербской Милорада Додика такая незаурядная смелость? Большинство склоняется к выводу, что уверенность появилась после его встречи 23 марта с премьер-министром России В. В. Путиным... Сербам известно, что Москва выступает против расширения НАТО. М. Додик высказал уверенность, что народ РС на референдуме, без которого невозможно принять решение, однозначно выскажется против НАТО. В. В. Путин поддержал позицию Республики Сербской, повторив, что настало время отменить полномочия Высокого представителя, а Дейтонское соглашение оставить неприкосновенным...
Сегодня официальные лица в высоких европейских структурах и НАТО утверждают, что Босния и Герцеговина (БиГ) является нежизнеспособным образованием. Это якобы показало всё её развитие после Дейтона (1995 г.). И все эти 15 лет боснийцев, сербов и хорватов убеждают, что они должны стремиться к централизации БиГ, поскольку иначе им не вступить ни в ЕС, ни в НАТО. Инструментом для реализации таких планов выступает Высокий представитель по координации гражданских аспектов Дейтонских соглашений.
Взаимоотношения между Высоким представителем и властными структурами БиГ долгие годы развивались по схеме: получи указание - выполни. Не выполнил - накажем. Высокие представители пользовались в БиГ неограниченными полномочиями. Так, испанский дипломат Карлос Вестендорп на этой должности прославился тем, что использовал свою власть для смещения избранных народом должностных лиц - лишал мандата депутатов парламента - сербов, "заменил" победившего на выборах в сентябре 1998 г. президента Республики Сербской (РС) представителя радикалов Николу Поплашена Милорадом Додиком от Партии независимых социал-демократов. От должности градоначальника Баня-Луки был отстранен Джордже Умичевич только за то, что тот выступал против строительства Мечети Фархадия, считая ее символом турецкого ига, а не культовым сооружением.
Он навязывал органам власти политические решения, визировал назначения должностных лиц вплоть до генералов, контролировал СМИ. В апреле 1998 Вестендорп начал создавать Комиссию правды, наполовину состоящей из иностранцев, которая должна была следить за СМИ, выступать в качестве цензуры. Недовольный работой всех трёх национальных телекомпаний, Высокий представитель решил, по его же словам, "ампутировать" прежде всего телевидение РС в Пале, а затем заставить работать его по собственной мерке. В РС были сменены 16 главных редакторов радио и телестанций. Он решил вмешаться и в образовательную систему, чтобы "освободить боснийцев от невежества", и начал писать проект учебника по истории для начальных и средних школ. Вестендорп начал выдавать жителям БиГ паспорта собственного образца с 1 января 1998 г. (грамматическая ошибка в паспортах привела к уничтожению тысяч подготовленных экземпляров), а затем утвердил национальный флаг, контролировал написание национального гимна.
Другой Высокий представитель австриец Вольфганг Петрич снял с предвыборной гонки Сербскую Радикальную партию на выборах в апреле 2000 г., разбив тем самым лидирующую предвыборную коалицию, ведь на прошлых выборах за них голосовало 200 тыс. сербов и около 40% готовы были проголосовать снова. Милораду Додику тогда была оказана открытая поддержка, так как Петрич был уверен в его послушности.
Представители всех международных организаций привыкли активно вмешиваться в выборы, в поддержку одного из кандидатов, которого объявляют демократом, при этом ссылались на Дейтонское соглашение и полномочия Высокого представителя.
Дейтонский договор писали в Вашингтоне так, что он изначально казался временной бумагой: мол, успокоятся сербы, получив свою автономию в виде «Образования», а потом под жёстким контролем США и Высокого представителя начнут уступать свои полномочия ради укрепления центральной сараевской власти. Собственно, так и получилось. До 2009 г. всё было спокойно – РС шла на уступки, Высокий представитель управлял, сербы молчали.
В общей сложности Высокие представители приняли более 800 различных решений, из которых более 200 имели силу закона. При этом они нарушали Конституцию БиГ, перенося полномочия из «Образований» в органы БиГ, создавая новые институты, не предусмотренные Дейтоном, как например Суд и Прокуратуру БиГ (2002 г.). (1) Затем Высокий представитель постоянно вмешивался в работу этих органов, корректировал законы, расширял полномочия в ущерб Республики Сербской. Передача полномочий касалась и полиции, армии, налоговой системы и других сфер. При этом использовались недемократические средства давления и запугивания властей Образований, прежде всего РС.
Целью этих неправовых перемен было создание унитарной Боснии. Действия всех Высоких представителей в БиГ направлены на осуществление именно этой задачи. Чтобы закрепить «достижения» Высоких представителей, народам БиГ было предложено внести серьёзные изменения в Конституцию БиГ. Без этого, говорилось, невозможно вступить на путь интеграции в евроструктуры. При этом боснийское и хорватское руководство в БиГ всегда официально выступало за гражданское общество и мультиэтническую Боснию, но при этом безропотно соглашалось со всеми нововведениями. По их мнению, Дейтон устарел, надо писать для Боснии новые законы и, прежде всего, трансформировать Республику Сербскую. Они согласны начать конституционную реформу и территориальное переустройство Боснии и Герцеговины.
Видя, что через перераспределение полномочий в БиГ Европа стремится уменьшить автономию РС, правительство РС в 2006 г. приняло решение прекратить выполнять навязанные решения, разработать закон о референдуме и просить народ выразить отношение к такому поведению Высоких представителей. Премьер-министр М. Додик на своём рабочем столе при вступлении в должность нашёл 16 проектов т.н. реформ, которые должны были сконцентрировать в руках Сараева пенсионную и банковскую системы, образование, здравоохранение и многое другое. Премьер-министр РС сделал всё, чтобы не был реализован ни один проект. Именно с этого времени РС настаивает, чтобы её мнение в БиГ учитывали.
В мае 2009 г. Скупщина Республики Сербской приняла постановление, в котором выразила озабоченность углублением процесса передачи полномочий государственных структур РС институтам Боснии и Герцеговины. Народная Скупщина констатировала, что делегирование 68 полномочий из Республики Сербской в Сараево не дало никаких положительных результатов, не способствовало строительству демократических институтов, поэтому будут приниматься все правовые меры для остановки этого процесса. Скупщина приняла решение больше не поддаваться давлению и не соглашаться с решениями, которые не в интересах Республики Сербской. (2) Высокий представитель Валентин Инцко попытался отменить решение Скупщины, призывал пойти по пути конституционных изменений, ссылаясь на данные ему т. н. Боннские полномочия. Тогда Республику Сербскую поддержала Москва, считая, что настало время отменить Боннские полномочия, а боснийцам взять судьбу в свои руки и избавиться от внешнего пригляда.
Кстати, т. н. Боннских полномочий, как их трактует Высокий представитель, на самом деле не существует. В решении Совета по выполнению мирного соглашения от 9-10 декабря 1997 говорится, что Совет одобряет усилия Высокого представителя на пути осуществления Дейтонских соглашений и подчёркивает его важную роль в создании условий для поддержания мира в БиГ. Поэтому многие действия Высоких представителей по смене избранных депутатов и президентов, по введению законов и объявлению постановлений, отмене решений органов власти следует рассматривать как превышение полномочий.
Занимая чёткую позицию по вопросу сохранения Дейтонских мирных договорённостей, Москва всегда выражала поддержку сербам, которых пытались и пытаются заставить силой поменять Конституцию Боснии и Герцеговины. В октябре 2010 года на военной базе Бутмир недалеко от Сараева сербам, хорватам и боснийцам по схеме Дейтона (принять без обсуждения) попытались предложить «пакет изменений» Конституции БиГ. 19 октября утром делегациям показали документы об изменении Конституции с тем, чтобы в 16-00 их уже подписать. (3) Однако в этот раз «дейтонская схема» не сработала. Переговоры провалились, т.к. стороны не хотели принимать документ "с закрытыми глазами" и готовы были обсуждать предложенные изменения Конституции, что не входило в планы организаторов.
Инициатором неповиновения действиям Высокого представителя выступил Милорад Додик, выросший в опытного, мудрого и поддерживаемого народом политика. Он показал недюжинный характер в борьбе с отработанными методами давления и принуждения на несговорчивую сторону. Его рассуждения просты и понятны каждому: «Ели у вас нет характера, если вы на первый же удар по столу готовы подписать всё, что от вас требуют, то вам не место здесь, вы случайный человек на политической сцене. Таких ударов по столу и рукой, и ногой было очень много в последнее время, но мы пережили это и находимся там, где находимся. Я думаю, что несколько лет назад мы приобрели огромный капитал – право на своё мнение». (4)
15 ноября 2010 г. М. Додик стал восьмым президентом Республики Сербской. Свою главную задачу он определил как сохранение автономии, статуса и прав РС. «Если нас заставляете выбирать между Республикой Сербской и европейским путём, то спасибо вам за европейский путь. Думаю, что нам главное удержать уровень автономии, который имеем», - отмечал он в декабре 2010 г. (5) По его мнению, главное – сохранить первоначальный текст Дейтонского договора, т.к. именно он гарантирует основы автономии РС.
За все эти годы РС усилила свои позиции – укрепила институты власти, экономику, упрочила единство политических партий, избавилась от страха за последствия принимаемых решений. На этом пути были серьёзные трудности, особенно когда началось навязывание антидейтонских законов. Приходилось предпринимать шаги, могущие блокировать этот процесс. Например, Высокий представитель Мирослав Лайчак задумал ввести изменения в способ голосования в Парламентской скупщине БиГ, что поставило бы сербов в положение национального меньшинства. При этом сербам не оставили никакой возможности обжаловать эти нововведения. Тогда М. Додик пригрозил политическим кризисом и в подтверждение Никола Шпирич подал в отставку с места председательствующего Веча министров БиГ. Дальше готов был уйти в отставку Председательствующий Парламента БиГ, что привело бы к длительному политическому хаосу. Именно это заставило Высокого представителя отозвать свои предложения, а сербов почувствовать, что с бесправием и беззаконием Высоких представителей можно бороться. Парламент Республики Сербской три раза не поддержал предложения Высокого представителя, а если его нововведения проходили в парламенте БиГ, то сербы отказывались печатать эти новые законы в Службеном гласнике РС, а значит, законы не могли вступить в силу.
Серьёзное недовольство сербов вызвала деятельность созданной на уровне БиГ неконституционной надстройки в виде Суда и Прокуратуры, которые принимают решение по всем вопросам судебной системы, в том числе и Республике Сербской. Там есть канцелярии, которые возглавляют американцы, известные своей сербофобией. И отвечают все судьи исключительно перед международными инстанциями, а поскольку зависят от них и материально, то выполняют все указания беспрекословно. Деятельность этих органов необъективна и противозаконна, считают в Баня-Луке. Высокий представитель сегодня прилагает огромные усилия для того, чтобы все изменения легализовать в новой Конституции БиГ. Эти изменения поддерживают и послы европейских стран, собирающиеся каждую пятницу в 14 часов на закрытое заседание Управляющего комитета Совета по имплементации мира. Их задача – давать руководящие указания всем политическим структурам БиГ, включая и Республику Сербскую.
Сегодня позиция РС понятна – она против навязывания решений, за систему партнёрства, за мир и сотрудничество между народами Боснии и Герцеговины, за возвращение к букве Дейтонского соглашения. При этом Милорад Додик не только говорит, но и действует.
12 апреля этого года состоялось заседание Сената РС. В выступлении президента описывалась ситуация в БиГ и звучала решимость провести референдум о навязываемых решениях Высокого представителя, в частности о Суде и Прокуратуре, где необъективность в отношении сербов стала делом привычным. Все сенаторы поддержали М. Додика. На следующий день Скупщина РС, включая всех делегатов-боснийцев, проголосовала за предложение президента.
Реакция Запада последовала незамедлительно, т.к. такая демократическая процедура, как референдум вызвала у них панику. Послы Управляющего комитета собрались на следующий день и выразили поддержку всем правовым учреждениям на уровне БиГ, осудив решения Скупщины РС, подрывающие закон и право в стране. При этом посол России в БиГ не поддержал позицию западных дипломатов. 22 апреля Совет по имплементации мира предложил Додику самому отменить решение о референдуме. Высокий представитель Валентин Инцко призвал не нарушать стабильность БиГ и не разваливать её правовую систему. (6) Кэтрин Эштон обратилась к политическим лидерам БиГ с призывом сохранить стабильность Боснии. Европейская комиссия предложила свою помощь в решении возникших проблем с помощью существующих правовых институтов Европы.
Следующим шагом, по мнению руководства РС, станет определение статуса "Образования" в БиГ. В наспех сколоченной стране в 1995 г. ему, как и всему государств, и не давали определения: федерация, конфедерация или асимметричная федерация. Упрочив своё положение, РС считает вправе определить свой статус более конкретно, нежели некое «Образование». Например: усиленная автономия, республика в составе федерации или конфедерации. РС думает не уничтожать свою автономию, а укреплять. "Нашей целью, - заявил президент М. Додик, - не является победить кого-то внутри Республики Сербской. Единственная и исключительная цель – сохранить автономию и статус Республики Сербской в течение будущих четырёх лет, чтобы после этого мы могли усилить свои права и автономию". (7) А если речь зайдёт о необходимости переписать Конституцию, то в неё обязательно записать положение о мирном разделе БиГ.
Все боснийские СМИ озадачились вопросом, откуда у молодого президента Республики Сербской Милорада Додика такая незаурядная смелость? Большинство склоняется к выводу, что уверенность появилась после его встречи 23 марта с премьер-министром России В. В. Путиным. Встреча была недолгой, но очень плодотворной. Дальнейшее развитие получило научное и культурное сотрудничество. В РС планируют открыть русский университет, а Москва будет выделять стипендии для обучения сербских студентов в Москве. Касался разговор и отношения к военному блоку НАТО. Сербам известно, что Москва выступает против расширения НАТО. М. Додик высказал уверенность, что народ РС на референдуме, без которого невозможно принять решение, однозначно выскажется против НАТО. В. В. Путин поддержал позицию Республики Сербской, повторив, что настало время отменить полномочия Высокого представителя, а Дейтонское соглашение оставить неприкосновенным. Президент Милорад Додик уверен, что по многим вопросам Россия и Республика Сербская имеют схожие позиции (8). Поэтому правы те, кто предполагал, что он получил поддержку своим планам со стороны Москвы.
(1) Додик М. Принципи дејтонског споразума и акције против Републике Српске: Излагање на скупу „Петнаест година Дејтонског мировног споразума // Нова српска политичка мисао, 2010, 22 дец. Режим доступа:
http://www.nspm.rs/s...publika-srpska/(2) Службени гласник Републике Српске. Бања Лука, 2009. 15 јун, бр. 50. С. 3-4.
(3) Додик М. Принципи дејтонског споразума и акције против Републике Српске: Излагање на скупу „Петнаест година Дејтонског мировног споразума // Нова српска политичка мисао, 2010, 22 дец. Режим доступа:
http://www.nspm.rs/s...publika-srpska/(4) Там же.
(5) Додик М. Принципи дејтонског споразума и акције против Републике Српске: Излагање на скупу „Петнаест година Дејтонског мировног споразума // Нова српска политичка мисао, 2010, 22 дец. Режим доступа:
http://www.nspm.rs/s...publika-srpska/(6)
http://www.ohr.int/(7) Додик М. Принципи дејтонског споразума и акције против Републике Српске: Излагање на скупу „Петнаест година Дејтонског мировног споразума // Нова српска политичка мисао, 2010, 22 дец. Режим доступа:
http://www.nspm.rs/s...publika-srpska/(8) Додик и Путин: "Јужни ток" ће сигурно проћи и кроз Републику Српску // НСПМ, 2011, 24 март. Режим доступа:
http://www.nspm.rs/h...iku-srpsku.html